27
апреля
2017
17
июня
2017
Тихие мелодии
Имя Татьяны Николаевны по праву занимает важное место в истории художественной культуры Петербурга. Долгая и насыщенная нелегкими событиями жизнь повлияла на творческий путь художницы, длившийся почти 60 лет. Татьяна Николаевна пережила войну, блокаду, потерю близких; при этом судьба оказалась щедра на встречи с удивительными личностями, чей опыт имел ключевое значение в формировании ее мировоззрения. По признанию Глебовой, особенно важными для нее стали знакомство с великим русским авангардистом Павлом Николаевичем Филоновым (1883–1941) и сотрудничество с учеником Казимира Малевича Владимиром Васильевичем Стерлиговым (1904–1973), в 1960-е годы создавшим свою художественную концепцию.
На выставке в DiDi Gallery представлены произведения из 1950–1970-х годов, в которых можно найти несколько характерных для художницы тем. Это и «фиксация элемента вечности» в портретах 1950-х, и стерлиговская окружающая геометрия, соединяющая дольний и горний миры в пейзажах 1960-х, и оформившаяся к 1970-м идея «промузыки», органично приведшая к «летающим формам» и «ощущению надмирных высот». Все эти темы, объединенные экспонируемыми произведениями, передают тихое и в то же время сильное высказывание художницы, ее поиск первооснов через цвет, музыку и их визуальное сочетание.
На выставке в DiDi Gallery представлены произведения из 1950–1970-х годов, в которых можно найти несколько характерных для художницы тем. Это и «фиксация элемента вечности» в портретах 1950-х, и стерлиговская окружающая геометрия, соединяющая дольний и горний миры в пейзажах 1960-х, и оформившаяся к 1970-м идея «промузыки», органично приведшая к «летающим формам» и «ощущению надмирных высот». Все эти темы, объединенные экспонируемыми произведениями, передают тихое и в то же время сильное высказывание художницы, ее поиск первооснов через цвет, музыку и их визуальное сочетание.
СТАТЬИ
Имя Татьяны Николаевны по праву занимает важное место в истории художественной культуры Петербурга. Для многих живописцев второй половины XX в. она являлась мастером, связующим две контрастные эпохи: первое тридцатилетие с его бурным расцветом авангардных течений и время господства советской идеологии, поделившей творчество на официальное и подпольное.
Долгая и насыщенная нелегкими событиями жизнь повлияла на творческий путь художницы, длившийся почти 60 лет. Татьяна Николаевна пережила войну, блокаду, потерю близких; при этом судьба оказалась щедра на встречи с удивительными личностями, чей опыт имел ключевое значение в формировании ее мировоззрения. По признанию Глебовой, особенно важными для нее стали знакомство с великим русским авангардистом Павлом Николаевичем Филоновым (1883–1941) и сотрудничество с учеником Казимира Малевича Владимиром Васильевичем Стерлиговым (1904–1973), в 1960-е годы создавшим свою художественную концепцию.
На протяжении пятнадцати лет, с 1926 по 1941 год, Глебова оставалась верной последовательницей П. Филонова. «Его учение стало фундаментом и одновременно плодотворной почвой моего искусства, помогло мне бороться с внутренними противоречиями, не бояться контрастов, всегда искать новое» , — вспоминала позднее художница. Гениальность Филонова расширила привычные представления Глебовой о живописи, освободила ее от следования классическим канонам построения картины, а главное — научила жертвенной самоотдаче и честности в искусстве. Такие постулаты Филонова, как «работа точкой как единицей действия, которая может быть разной величины», «работа выводом — осознание всей концепции вещи», «свободное обращение со временем и пространством», «пиши любой цвет — любым цветом и любую форму — любой формой» и другие — сложны для уяснения и воплощения на холсте. Но для искусства Татьяны Николаевны это безусловно базовые принципы.
Уже в «филоновский» период проявилось тонкое цветовое чутье художницы. Учитель наставлял: «Товарищ Глебова, не задавайтесь цветом». Только цвет сразу занял прочные позиции в живописи Татьяны Николаевны и, несмотря на ее утверждение о «крепком сплетении формы и цвета в сознании художника», колористическое звучание заполняло все пространство холста, оставляя форме лишь задавать направление, в котором это звучание раскрывалось в наивысшей степени.
В 1943 году произошла судьбоносная встреча с Владимиром Стерлиговым — спутником Глебовой в искусстве и жизни на протяжении тридцати лет. На глазах у Татьяны Николаевны рождалось «чашно-купольное» видение — концепт, который не только поставил Стерлигова в один ряд с известнейшими мастерами авангарда, но и привлек к нему многих последователей и учеников. «Чашно-купольная» система получила индивидуальное преломление и в произведениях Глебовой, особенно на музыкальную тему.
Еще в детстве проявились незаурядные музыкальные способности Татьяны Николаевны, она играла на скрипке, позже дружила с прославленными музыкантами Марией Вениаминовной Юдиной и Исайем Александровичем Браудо. Разрываясь между изобразительным и музыкальным искусствами, художница постепенно пришла к выводу, что «никогда нельзя забывать, что музыкальные формы равны художественным. Они равны, они подобны, они рождают друг друга. Они двое во едином существе… Рисуя, будь музыкален. Играя и сочиняя музыку, созерцай развитие форм в пространстве». Для Глебовой пластическое и музыкальное начала соединились в цвете: «Для меня цвет — зрительная музыка», — ни раз повторяла художница в автобиографии, которую так и назвала — «О цвете».
На выставке в DiDi Gallery представлены произведения из 1950–1970-х годов, в которых можно увидеть несколько тем, характерных для художницы. Это и «фиксация элемента вечности» в портретах 1950-х, и стерлиговская окружающая геометрия, соединяющая дольний и горний миры в пейзажах 1960-х, и оформившаяся к 1970-м идея «промузыки», органично приведшая к «летающим формам» и «ощущению надмирных высот». Все эти темы, объединенные экспонируемыми произведениями, передают тихое и в то же время сильное высказывание художницы, ее поиск первооснов через цвет, музыку и их визуальное сочетание.
Долгая и насыщенная нелегкими событиями жизнь повлияла на творческий путь художницы, длившийся почти 60 лет. Татьяна Николаевна пережила войну, блокаду, потерю близких; при этом судьба оказалась щедра на встречи с удивительными личностями, чей опыт имел ключевое значение в формировании ее мировоззрения. По признанию Глебовой, особенно важными для нее стали знакомство с великим русским авангардистом Павлом Николаевичем Филоновым (1883–1941) и сотрудничество с учеником Казимира Малевича Владимиром Васильевичем Стерлиговым (1904–1973), в 1960-е годы создавшим свою художественную концепцию.
На протяжении пятнадцати лет, с 1926 по 1941 год, Глебова оставалась верной последовательницей П. Филонова. «Его учение стало фундаментом и одновременно плодотворной почвой моего искусства, помогло мне бороться с внутренними противоречиями, не бояться контрастов, всегда искать новое» , — вспоминала позднее художница. Гениальность Филонова расширила привычные представления Глебовой о живописи, освободила ее от следования классическим канонам построения картины, а главное — научила жертвенной самоотдаче и честности в искусстве. Такие постулаты Филонова, как «работа точкой как единицей действия, которая может быть разной величины», «работа выводом — осознание всей концепции вещи», «свободное обращение со временем и пространством», «пиши любой цвет — любым цветом и любую форму — любой формой» и другие — сложны для уяснения и воплощения на холсте. Но для искусства Татьяны Николаевны это безусловно базовые принципы.
Уже в «филоновский» период проявилось тонкое цветовое чутье художницы. Учитель наставлял: «Товарищ Глебова, не задавайтесь цветом». Только цвет сразу занял прочные позиции в живописи Татьяны Николаевны и, несмотря на ее утверждение о «крепком сплетении формы и цвета в сознании художника», колористическое звучание заполняло все пространство холста, оставляя форме лишь задавать направление, в котором это звучание раскрывалось в наивысшей степени.
В 1943 году произошла судьбоносная встреча с Владимиром Стерлиговым — спутником Глебовой в искусстве и жизни на протяжении тридцати лет. На глазах у Татьяны Николаевны рождалось «чашно-купольное» видение — концепт, который не только поставил Стерлигова в один ряд с известнейшими мастерами авангарда, но и привлек к нему многих последователей и учеников. «Чашно-купольная» система получила индивидуальное преломление и в произведениях Глебовой, особенно на музыкальную тему.
Еще в детстве проявились незаурядные музыкальные способности Татьяны Николаевны, она играла на скрипке, позже дружила с прославленными музыкантами Марией Вениаминовной Юдиной и Исайем Александровичем Браудо. Разрываясь между изобразительным и музыкальным искусствами, художница постепенно пришла к выводу, что «никогда нельзя забывать, что музыкальные формы равны художественным. Они равны, они подобны, они рождают друг друга. Они двое во едином существе… Рисуя, будь музыкален. Играя и сочиняя музыку, созерцай развитие форм в пространстве». Для Глебовой пластическое и музыкальное начала соединились в цвете: «Для меня цвет — зрительная музыка», — ни раз повторяла художница в автобиографии, которую так и назвала — «О цвете».
На выставке в DiDi Gallery представлены произведения из 1950–1970-х годов, в которых можно увидеть несколько тем, характерных для художницы. Это и «фиксация элемента вечности» в портретах 1950-х, и стерлиговская окружающая геометрия, соединяющая дольний и горний миры в пейзажах 1960-х, и оформившаяся к 1970-м идея «промузыки», органично приведшая к «летающим формам» и «ощущению надмирных высот». Все эти темы, объединенные экспонируемыми произведениями, передают тихое и в то же время сильное высказывание художницы, ее поиск первооснов через цвет, музыку и их визуальное сочетание.