Левитин Валентин
р. 1931
СССР, Ленинград
Валентин Исаакович Левитин родился в 1931 году в Ленинграде.
1956 — окончил Архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института.
1956–1960 — занимался преподавательской деятельностью.
1957–1958 — посещал мастерскую цветного офорта при Харьковском союзе художников.
1960 — переехал в Ленинград.
1960–1968 — участвовал в неофициальных квартирных выставках.
1965 — участвовал в выставке молодых художников в Ленинградском отделении Союза художников СССР.
1975 — принят в члены Союза художников СССР.
1974–1976 — преподавал в студии станковой графики.
1991 — принят в члены Международной федерации художников IFA. Участвовал более чем в 60 выставках в России и за рубежом.
«Внутри совершенно единого и индивидуального графического пространства художник легко меняет изобразительные структуры, заставляя «солировать» ту или иную технику в сложной партитуре графической полифонии. Монотипия с изысканно использованным эффектом коллажа – многозначный диалог с кубистическими поисками начала ХХ века, где Левитин, сохраняя собственную интонацию, создает своего рода hommage творцам новейшего искусства и утверждает вместе с тем возможность его смелого радикального развития. Этому впечатлению поспешествует отпечаток с колдовским образом обработанной рельефной формы, где пластические миры, просвечивая друг сквозь друга, создают ощущение многослойных вибрирующих миражей, где образ города сгущается и концентрируется до взрывной силы, сохраняя рафинированные отпечатки классических архитектурных форм.(«Крюков канал», 1971). И эта многозначность заставляет еще и еще раз вспомнить, что в Петербурге «все обман, все мечта, все не то, чем кажется» (Гоголь).
В фактуре эстампов Левитина мерещится своя, таинственная, волшебная и чуть пугающая жизнь: штрихи, линии, пятна, переходы тонов, сама изменчивая поверхность бумаги <...> все это становится некой независимой от сюжета завораживающей гофманиадой. Именно это качество — способность заворожить непраздного, серьезного зрителя, сделать его спутником на пути в неисчерпаемый мир своих графических пространств, пропитанных мыслью, вкусом и светлой печалью, — возможно, и есть доминанта искусства Левитина».
Михаил Герман, профессор, доктор искусствоведения, академик Академии гуманитарных наук, член Международной ассоциации художественных критиков, главный научный сотрудник Государственного Русского музея. Из статьи «Валентин Левитин: таинство графики», опубликованной в альбоме: Валентин Левитин. Жанна Бровина. Серия «Авангард на Неве», издательство ООО «П.Р.П.», Санкт-Петербург, 2004. С. 86–87.
1956 — окончил Архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института.
1956–1960 — занимался преподавательской деятельностью.
1957–1958 — посещал мастерскую цветного офорта при Харьковском союзе художников.
1960 — переехал в Ленинград.
1960–1968 — участвовал в неофициальных квартирных выставках.
1965 — участвовал в выставке молодых художников в Ленинградском отделении Союза художников СССР.
1975 — принят в члены Союза художников СССР.
1974–1976 — преподавал в студии станковой графики.
1991 — принят в члены Международной федерации художников IFA. Участвовал более чем в 60 выставках в России и за рубежом.
«Внутри совершенно единого и индивидуального графического пространства художник легко меняет изобразительные структуры, заставляя «солировать» ту или иную технику в сложной партитуре графической полифонии. Монотипия с изысканно использованным эффектом коллажа – многозначный диалог с кубистическими поисками начала ХХ века, где Левитин, сохраняя собственную интонацию, создает своего рода hommage творцам новейшего искусства и утверждает вместе с тем возможность его смелого радикального развития. Этому впечатлению поспешествует отпечаток с колдовским образом обработанной рельефной формы, где пластические миры, просвечивая друг сквозь друга, создают ощущение многослойных вибрирующих миражей, где образ города сгущается и концентрируется до взрывной силы, сохраняя рафинированные отпечатки классических архитектурных форм.(«Крюков канал», 1971). И эта многозначность заставляет еще и еще раз вспомнить, что в Петербурге «все обман, все мечта, все не то, чем кажется» (Гоголь).
В фактуре эстампов Левитина мерещится своя, таинственная, волшебная и чуть пугающая жизнь: штрихи, линии, пятна, переходы тонов, сама изменчивая поверхность бумаги <...> все это становится некой независимой от сюжета завораживающей гофманиадой. Именно это качество — способность заворожить непраздного, серьезного зрителя, сделать его спутником на пути в неисчерпаемый мир своих графических пространств, пропитанных мыслью, вкусом и светлой печалью, — возможно, и есть доминанта искусства Левитина».
Михаил Герман, профессор, доктор искусствоведения, академик Академии гуманитарных наук, член Международной ассоциации художественных критиков, главный научный сотрудник Государственного Русского музея. Из статьи «Валентин Левитин: таинство графики», опубликованной в альбоме: Валентин Левитин. Жанна Бровина. Серия «Авангард на Неве», издательство ООО «П.Р.П.», Санкт-Петербург, 2004. С. 86–87.
1976 Персональная выставка. Музей-квартира Ф.М.Достоевского, Ленинград
1980 Персональная выставка. Секция графики Союза художников, Ленинград
1980 ДК им.Кирова, Ленинград
1988 «Приглашение». Совместная выставка с Ж. Бровиной и А. Зайцевым, Дирекция областных музеев на Литейном (галерея «Петровский пассаж»), Ленинград
1990 «Современное искусство Ленинграда» (галерея «Петровский пассаж») – Германия, Норвегия
1993 Выставка из собрания музея «Царскосельская коллекция». Штат Мичиган, США
1993 Персональная выставка. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург
1996 Выставка в составе коллекции Чудновских. Университет Лафайет, США
1996 Персональная выставка. Редакция журнала «Звезда», Санкт-Петербург
1997 Выставка в «Пурпурной галерее». Нью-Йорк, США
1997 К 65-летию Ленинградского отделения Союза художников
1999 «Памяти Холокоста», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
1999 Персональная выставка. Квартира вице-консула Германии Катарины Венцль
2001 «Петербург – Москва. Москва - Петербург». Государственная Третьяковская галерея, Москва
2003 «Абстракция в России. ХХ век». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2003 «Авангард на Неве. Вторая половина ХХ века». Государственная Третьяковская галерея, Москва
2003 «Традиции и современность». Выставка к 85-летию со дня основания первого профессионального трудового союза художников в Петрограде, ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
2005 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный Музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина, Москва
Гравюрный кабинет Музея-квартиры Ф. М. Достоевского, Москва
Музей-квартира А. Блока, Санкт-Петербург
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург
Музей истории Ленинграда-Петербурга, Санкт-Петербург
Фонд музея современного искусства ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
Государственный музей «Царскосельская коллекция», Санкт-Петербург, Пушкин
Коллекция Чудновских
Музей Джейн Вурхис Циммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Ратгерс университет, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США
Левитин Валентин
р. 1931
СССР, Ленинград