Беленок Пётр 1938–1991
Беленок Пётр
1938–1991
Украинская ССР, Киевская область
Пётр Беленок — советский живописец, график и скульптор, представитель московского неофициального искусства, участник объединения «20 московских художников». Автор живописной концепции, известной как «Панический реализм».
Художник родился 14 июля 1938 года под Чернобылем, в деревне Корогод Киевской области СССР. Окончил Киевскую художественную школу. С 1957 года по 1963 год учился в Киевском государственном художественном институте (специальность «скульптор»). В 1967 году переехал в Москву. Член Союза художников СССР с 1967 года. Первая персональная выставка П. Беленка в Москве состоялась в 1972 году в знаменитом кафе «Синяя птица», после чего он принимал участие в различных выставках в Москве и за рубежом.
В 70-х П. Беленок сблизился с группой московских художников-авангардистов, чей штаб со временем обосновался в доме на Малой Грузинской, 28 — там же, к слову, жил Владимир Высоцкий. После разгрома легендарной «Бульдозерной выставки» в Беляеве 15 сентября 1974, отношение властей к деятелям искусства обрело более жесткий характер. Чтобы избежать преследования по обвинению в тунеядстве и узаконить свой статус, художники объединились и зарегистрировали себя как официальный профсоюз. Так в 1975 году появился Московский горком художников-графиков — независимый профсоюз художников, графиков и фотографов. Художникам была выделена часть подвального помещения на Малой Грузинской, 28, где дважды в год стали проходить групповые выставки-смотры.
Постепенно среди них выделилось несколько творческих объединений, среди которых: «20 московских художников», «Мир Живописи», группа «21 московский художник», «Мост», «18 московских художников». Наибольшую известность и популярность обрели «20 московских художников» (1978–1988), к которым и присоединился Пётр Беленок. Лидером «Двадцатки» был Нагапетян Корюн Григорьевич. В 1978 прошла первая выставка группы в Секции живописи, которая сразу привлекла внимание публики. Впоследствии на их смотры собирались часовые очереди из желающих взглянуть на работы «Двадцатки».
Англоязычная газета International Herald Tribune в выпуске от апреля 1986 напишет: «Десятки тысяч москвичей приходят посмотреть произведения художников, представителей андерграунда в Москве на Малой Грузинской 28». Группа была расформирована в 1988 году, просуществовав 10 лет. Однако позже «Двадцатка» вновь объявила о себе — теперь уже в последний раз, приняв участие в выставке от горкома, которая прошла в Выставочном зале «Манеж» и Конгрессе США в 1991 году, перед самим распадом СССР.
На фоне всех художников-шестидесятников Пётр Беленок выделяется новаторским для своего времени подходом к живописи и графике. Художник разработал авторский стиль, названный им «панический реализм» — динамичная экспрессивная живопись, преимущественно в черно-белых тонах, совмещенная с техникой коллажа. В его картинах (часто — на оргалите) маленькая фигура человека, вырезанная из газеты или журнала, противостоит свободно написанной абстрактной форме. На семантическом уровне — протоформе, передающей движение космических сил на фоне бесконечной апокалиптической бездны.
Владимир Алейников, известный русский поэт, писал про художника: «Пётр Иванович Беленок создавал свои необычные композиции, в которых соединял живопись и коллаж, называл эти вещи «паническим реализмом». В том, что создавал Беленок, было предчувствие чернобыльской катастрофы. Работы художника украшали серьезные коллекции, были приобретены Русским музеем, уходили за рубеж. Ранняя смерть прервала творческий процесс. Сейчас работы его высоко ценятся знатоками искусства во всем мире».
1970-е — участие в групповых выставках во Франции (Exposition au Muse’е Russe en Exil, Можерон), Германии (Progressive Stromungen in Moskau, Museum Bochum, Бохум), Италии (La Biennale de Venezia, Венеция), Англии (Лондон), США (Вашингтон), Бельгии (Брюссель)
1972 «Пётр Беленок», персональная выставка, кафе «Синяя птица», Москва
1975 групповая выставка, павильон «Пчеловодство», ВДНХ, Москва
1975 групповая выставка, павильон «Дом культуры», ВДНХ, Москва
1977-80-е групповые квартирные выставки-смотры, Малая грузинская, 28, Москва
1977 групповая выставка 99 художников в рамках Биеннале диссидентов «Новое советское искусство: неофициальная перспектива» (совместно с: Эрик Булатов, Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Оскар Рабин, Олег Васильев, Анатолий Зверев, Олег Лягачев-Хельги и др.), Венецианская биеннале, Венеция, Италия
1980-е 3-я выставка объединения «20 московских художников» (совестно со Снегуром, Файбисовичем, Харитоновым, Худяковым и др.), Московский горком художников-графиков, Малая Грузинская, 28, Москва
2003 «Пётр Беленок. В черно-белом пространстве» (Petr Belenok: In Black and White Space), Организация Объединённых Наций, Нью-Йорк, США
2016 «Предвидение», Музей AZ, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Московский музей современного искусства, Москва
Музей актуального искусства ART4.RU, Москва
Новый музей, Санкт-Петербург
Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Рутгерский университет, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США
Колодзей Арт Фаундейшн, Хайленд-Парк, Нью-Джерси, США
Собрание Евгения Нутовича, Москва
А также частные собрания в России и за рубежом
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Московский музей современного искусства, Москва
Музей актуального искусства ART4.RU, Москва
Новый музей, Санкт-Петербург
Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Рутгерский университет, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США
Колодзей Арт Фаундейшн, Хайленд-Парк, Нью-Джерси, США
Собрание Евгения Нутовича, Москва
А также частные собрания в России и за рубежом
Беленок Пётр
1938–1991
Украинская ССР, Киевская область