Михнов-Войтенко Е. 1932–1988
-
-
«Без названия»
1986
-
«Композиция»
Конец 1970-х
-
«Композиция»
Конец 1970-х
-
«Композиция»
Конец 1970-х
-
«Абстрактная композиция» из серии «Тюбик»
1956–1959
-
«Экспромт»
Конец 1970-х
-
«Композиция»
1979
-
«Композиция №209»
1977
-
«Без названия»
1969
-
«Ню»
1961
-
«Ню»
1960
-
«Композиция №149»
1960-е
-
«Композиция»
1960
-
«Композиция»
1960
-
из цикла «Квадраты»
1982
-
«Композиция»
1977
-
«Коллажная композиция»
1960
-
«Композиция»
1976
-
«Композиция»
1978
-
«Рельеф»
1971
-
«Без названия»
1957
Михнов-Войтенко Е.
1932–1988
Украинская ССР, Херсон
Евгений Михнов-Войтенко — легендарный художник-абстракционист, представитель ленинградского нонконформизма.
Родился в Херсоне, в 1936 году переехал в Ленинград. Во время войны был эвакуирован в Семипалатинск, затем вернулся в город на Неве. Учился на скандинавском отделении Педагогического института иностранных языков (1951–1954), в мастерской Н. Акимова в Театральном институте (1954–1958). Работал оформителем в Ленинградском художественном фонде. Лидер старшего поколения ленинградского андеграунда, дружил с Л. Аронзоном, А. Кнайфелем, Б. Понизовским. С 1956 года увлекся абстрактной живописью. Одним из первых начал работать в абстрактно-экспрессионистской манере.
Родился в Херсоне, в 1936 году переехал в Ленинград. Во время войны был эвакуирован в Семипалатинск, затем вернулся в город на Неве. Учился на скандинавском отделении Педагогического института иностранных языков (1951–1954), в мастерской Н. Акимова в Театральном институте (1954–1958). Работал оформителем в Ленинградском художественном фонде. Лидер старшего поколения ленинградского андеграунда, дружил с Л. Аронзоном, А. Кнайфелем, Б. Понизовским. С 1956 года увлекся абстрактной живописью. Одним из первых начал работать в абстрактно-экспрессионистской манере.
В 1976 году принимал участие в первой послевоенной выставке беспредметного искусства «Живопись. Графика. Объект» в ленинградском ДК им. Орджоникидзе. С 1981 года — Член Товарищества экспериментального изобразительного искусства.
Е. Михнов-Войтенко создал оригинальную эстетику спонтанной живописи, изобретая технические возможности для возникновения неконтролируемого художником изображения. Использовал подвижный стол, меняющий угол наклона и соответственно траекторию растекающейся краски. Работал с мокрым картоном, дающим непредсказуемые разводы; наносил краску большими кистями (в каждой баночке с краской стояла своя кисть), формировал композицию мастихином и шпателем. В отличие от американского абстрактного экспрессионизма, возникшего под влиянием сюрреализма, психоанализа и исследований архаических мифологий, живопись Михнова-Войтенко формировалась в духовно-религиозных поисках. По праву считается одним из самых ярких отечественных художников-нонконформистов ХХ века. Умер в Ленинграде в одиночестве.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1978 ДК им. Ф.Дзержинского, Ленинград
1982 Красный Уголок Жилищно-Строительного Кооператива Работников Академии Наук СССР, Москва
1988 Музей Современного Русского Искусства в Изгнании, Нью-Джерси, США
1989 Галерея «Хагельстам», Хельсинки, Финляндия
1990 Галерея Областного Центра Культуры, Ленинград
1992 Выставочный Зал Дирекции Художественных Выставок, Алма-Ата, Казахстан
1997 The Tabakman Museum, Нью-Йорк, США
1998 Театральный Музей, Санкт-Петербург
1999 Галерея «Арт-Коллегия», Санкт-Петербург
2000 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2001 Музей Нонконформизма, Санкт-Петербург
2002 Музей Набокова, Санкт-Петербург
2003 Галерея «Сэм Брук», Музей Владимира Высоцкого, Москва
2005 Выставочный Зал Княжества Монако на Набережной Антуана I, Княжество Монако
2006 Галерея «Львиный Мостик», Санкт-Петербург
2007 Музей Анны Ахматовой, Фонтанный Дом, Санкт-Петербург
2007 Галерея «Арт-Диваж», Москва
2008 Галерея Коллекционного Искусства DiDi, Санкт-Петербург
2010 Новый Музей Современного Искусства, Санкт-Петербург
2013 «Ау, Михнов!», DiDi Gallery, Санкт-Петербург
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1958 Дом Работников Искусств, Ленинград
1974 Квартира К. Кузьминского (23 Января), Ленинград
1976 «Живопись. Графика. Объект», ДК им. С. Орджоникидзе, Ленинград
1976 Общество славистики, Сент-Луис, Миссури, США
1976 «Современное русское искусство», Дворец Конгрессов, Париж, Франция
1977 Клуб искусств, Вашингтон, США
1977 Биеннале Инакомыслия, Венеция, Италия
1978 Музей Корнельского университета, Итака, Нью-Йорк, США
1978 Галерея «Нойс» Антиохийского университета, Еллоу-Спринг, Огайо, США
1978 Галерея «Прэт» Манхэттен, Нью-Йорк, США
1978 Музей «Сварленд», Саарбрюккен, ФРГ
1978 Биеннале, Турин, Италия
1978 Муниципальный музей, Токио, Япония
1978 Галерея колледжа Сент-Мери, Мериленд, США
1979 Колледж Диккенса, Пенсильвания, США
1979–80 Монгомери-холл, Сент-Мери, Мериленд, США
1980 Музей советского неофициального искусства, Нью-Джерси, США
1980 Центр искусств и досуга, Везин, Франция
1980 Салон «Фиеристико», Римини, Италия
1981 Музей советского неофициального искусства, Нью-Джерси, США
1981–82 Музей неофициального искусства, Нью-Джерси, США
1982 Американский центр русского искусства, Нью-Йорк, США
1983 Ротонда Кэннона и Ротонда Рассела Капитолийский холм, Вашингтон, США
1984 Галерея Файберда, Александря, Виргиния, США
1985 Ленинградский Дворец Молодежи, «Выставка 14-ти», Ленинград
1988 Музей современного русского искусства, Париж, Франция
1988 Коллекция русского искусства Басмаджана из Франции, Государственная Третьяковская галерея, Москва
1990 «Современное искусство Ленинграда», Сволвэр, Норвегия
1993 Выставка в честь Н. А.Римского-Корсакого, Государственная Академическая Капелла, Санкт-Петербург
1994 Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
1995 Коллекция неофициального советского искусства Нортона Доджа, Нью-Джерси, США
1996 «Акимов и его ученики», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
1998 «Выставка новых поступлений», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2001–02 «Абстракции в России: 20 век», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2003 «Авангард на Неве», Государственный Третьяковская галерея, Москва
2003 Галерея «Кентавр», Москва
2004 Музей нонконформистского искусства, Арт-центр «Пушкинская 10», Санкт-Петербург
2004 Фестиваль галерей, Центральный выставочный зал, Санкт-Петербург
2004 Фестиваль независимого искусства, посвященный 30-летию выставок в ДК им. И. Газа и ДК «Невский», «Манеж», Санкт-Петербург
2006 «Приключения чёрного квадрата», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Музей Нонконформистского Искусства, Санкт-Петербург
Новый Музей Современного Искусства, Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский Государственный Музей Театрального и Музыкального Искусства, Санкт-Петербург
Музей Актуального Искусства Art4.Ru, Москва
Самарский Областной Художественный Музей, Самара
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
Собрание Нортона и Ненси Додж, Музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США
Собрание Виктора Бондаренко, Москва
Собрание Александр Резникова, Москва
Собрание Эрика Богдасаряна, Прага-Москва
Собрание Николая Ботки, Петербург
Собрание А. Глейзера, Нью-Йорк, США
Собрание А. Левина, Нью-Йорк, США
Музей Табакмана, Нью-Йорк, США
Собрание В. Нечаева, Париж, Франция
И другие государственные и частные собрания
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Музей Нонконформистского Искусства, Санкт-Петербург
Новый Музей Современного Искусства, Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский Государственный Музей Театрального и Музыкального Искусства, Санкт-Петербург
Музей Актуального Искусства Art4.Ru, Москва
Самарский Областной Художественный Музей, Самара
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж
Собрание Нортона и Ненси Додж, Музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США
Собрание Виктора Бондаренко, Москва
Собрание Александр Резникова, Москва
Собрание Эрика Богдасаряна, Прага-Москва
Собрание Николая Ботки, Петербург
Собрание А. Глейзера, Нью-Йорк, США
Собрание А. Левина, Нью-Йорк, США
Музей Табакмана, Нью-Йорк, США
Собрание В. Нечаева, Париж, Франция
И другие государственные и частные собрания
«Это художник сразу и решительно состоявшийся», — так пишет о Евгении Михнове-Войтенко советский и российский искусствовед Михаил Герман. Подтверждают это и работы на выставке: вторая половина 1950-х — наиболее продуктивный период раннего Михнова — представлена полярно противоположными вещами: фигуративным натюрмортом и экспериментальными «Тюбиками».
В 1956–58 гг. Михнов, студент театрального института мастерской Николая Акимова, создает несколько натюрмортов в «сезаннистской» манере, «намеренно заземленных». Пишет с натуры — знакомые и друзья Михнова узнают в картинах элементы интерьера квартиры матери художника. Ранние натюрморты уже вбирают в себя его любимые колористические сочетания и ту густоту цвета, которая будет свойственна всему зрелому творчеству Михнова.
В те же годы молодой художник пишет серию живописных и графических работ в изобретенной им технике «Тюбик» — краска наносится на поверхность холста, картона или бумаги без помощи инструментов, а выдавливается прямо из тюбика. Работы этой серии крайне разнообразны: перекрывают друг друга пастозно положенные слои масляной краски; тонкие линии, зигзаги, точки, геометрические фигуры и полосы образуют причудливые композиции, отдаленно напоминающие архаические рисунки или древние письмена. Несмотря на кажущуюся абстрактность работ, сам художник называл их «конкрециями»: «Моя живопись не изображает событие, она являет собой событие. Поэтому совершенно неверно считать ее абстрактной, а событийной или конкретной».
Евгений Михнов-Войтенко обладал мощнейшей творческой энергией, которая двигала его на поиск новых и новых выразительных средств. В конце 1950-х Михнов открывает для себя нитроэмаль — строительную краску, застывающую за несколько минут и образующую глянцевое покрытие. Он первым переживает опыт абстрактного экспрессионизма в послевоенном Ленинграде, создавая работы в технике «дриппинга» (разбрызгивания, «накапывания» краски).
Художник экспериментирует с материалами: палочки соуса он растирает в порошок, добавляет к нему клей ПВА — так получается самодельная «темпера ПВА», которой выполнен целый ряд работ в 1970-е и 1980-е года. Красочный слой истончается, густые капли пигмента перекрывают полупрозрачные цветные разводы. Бесконечное разнообразие форм и оттенков в абстракциях Михнова скрывает в себе множество ассоциаций: художник воссоздает суть события, явления, стихии; добивается «пронзительного встречного движения восстающей реальности», которая возникает из тела бумаги навстречу взгляду художника и зрителя.
Мария Швец, искусствовед
Михнов-Войтенко Е.
1932–1988
Украинская ССР, Херсон