27
декабря
2017
11
мартa
2018
Советский примитивист
На Рождество и Новый год DiDi Gallery приготовила необычное и крайне ценное для нашего города событие. В рамках новой выставки в Петербурге впервые будут показаны картины одного из самых известных мастеров «наивного» искусства Павла Леонова (1920–2011).
Павел Леонов — представитель «примитивизма», художественной традиции, к которой также относят и мастеров африканской скульптуры, и итальянских художников эпохи Джотто, и русский лубок. Впервые «примитив» причислили к искусству художники-авангардисты начала XX века. Именно они оценили первозданную мощь его визуальных архетипов, «незамутненность» восприятия и непосредственность изобразительных средств, необусловленных надуманными и мертвыми схемами академического образования. Уже тогда возник интерес к изучению и коллекционированию произведений народного творчества, работ малоизвестных художников-самоучек, а также мастеров, о чей жизни ходили легенды, кропотливо собирались биографические факты и чьи произведения со временем стали объектом желания многих коллекционеров, — Анри Руссо в Европе и Нико Пиросмани в России.
По мнению искусствоведов, особенность российских наивных художников в том, что они обращались к живописи пожилыми людьми. Это обусловило своеобразный творческий посыл их искусства, которое дает срез массового сознания, сформированного на заре советской власти и пропитанного утопическими воззрениями и мечтаниями о благостном переустройстве общества. Известный искусствовед и собиратель картин Леонова Ксения Богемская писала, что идеи, воплощенные русскими примитивистами, долго сохранялись в умах народных масс и, переплетаясь с фрагментами традиционного фольклора, обретали мифологическую оболочку и фантастический характер.
Создание подобного воображаемого мира также свойственно и творчеству Павла Леонова. Его живопись воплощает русскую народную мифологию, где правители, писатели, литературные герои и христианские образы объединяются в необычный пантеон, составляющий калейдоскоп нашего культурного фона. И мечта об улучшенном, на грани рая мире парадоксальным образом достигается мастером в надреальном художественном измерении.
Павел Леонов — представитель «примитивизма», художественной традиции, к которой также относят и мастеров африканской скульптуры, и итальянских художников эпохи Джотто, и русский лубок. Впервые «примитив» причислили к искусству художники-авангардисты начала XX века. Именно они оценили первозданную мощь его визуальных архетипов, «незамутненность» восприятия и непосредственность изобразительных средств, необусловленных надуманными и мертвыми схемами академического образования. Уже тогда возник интерес к изучению и коллекционированию произведений народного творчества, работ малоизвестных художников-самоучек, а также мастеров, о чей жизни ходили легенды, кропотливо собирались биографические факты и чьи произведения со временем стали объектом желания многих коллекционеров, — Анри Руссо в Европе и Нико Пиросмани в России.
По мнению искусствоведов, особенность российских наивных художников в том, что они обращались к живописи пожилыми людьми. Это обусловило своеобразный творческий посыл их искусства, которое дает срез массового сознания, сформированного на заре советской власти и пропитанного утопическими воззрениями и мечтаниями о благостном переустройстве общества. Известный искусствовед и собиратель картин Леонова Ксения Богемская писала, что идеи, воплощенные русскими примитивистами, долго сохранялись в умах народных масс и, переплетаясь с фрагментами традиционного фольклора, обретали мифологическую оболочку и фантастический характер.
Создание подобного воображаемого мира также свойственно и творчеству Павла Леонова. Его живопись воплощает русскую народную мифологию, где правители, писатели, литературные герои и христианские образы объединяются в необычный пантеон, составляющий калейдоскоп нашего культурного фона. И мечта об улучшенном, на грани рая мире парадоксальным образом достигается мастером в надреальном художественном измерении.
СТАТЬИ
Эпические полотна Павла Леонова являются маркером тотальной трансформации советского мифа в волшебную надреальность свободного творчества. Павел Леонов — наивный художник первой величины, чье искусство заслуженно занимает равное место рядом с такими гениями, как таможенник Анри Руссо и Нико Пиросмани.
Имя Павла Леонова стало широко известно после Братиславской триеналле ‘‘INSITA’’ в 1996 году. Индивидуальный неповторимый стиль художника формируется из поистине византийского сочетания основного эпического сюжета и красочного растительного бордюра. В больших полотнах Леонова также регулярно встречается композиция в виде клейм или небольших повествовательных сюжетов, разделенных контрастными рамками. Сюжеты имеют два основных регистра как в иконописи: ростовый портрет и «житийные» сюжеты, представляющие собой цепочку «телевизоров», демонстрирующих картины идеального будущего. Термин «телевизор» применялся самим художником для самоназвания составляющих композицию сюжетов.
Ксения Богемская в своей книге «Павел Леонов» описывала метод художника так: творчество Леонова связано с фольклорной традицией, архетипами массового сознания советского периода и искусством андеграунда 1970-х гг. Благодаря странностям советского художественного образования получилось так, что Леонов, живший в 1960-е гг. в Казахстане, обучался живописи дистанционно и поэтому состоял в постоянной переписке с крупнейшим деятелем второго авангарда Михаилом Рогинским.
Наиболее значительными произведениями на выставке в галерее DiDi являются портреты семьи императора Николая II и вождя революции Владимира Ленина с подписью «Я памятник себе воздвиг нирукотворный», а также «Сенька Разин», «Мадонна в лесу», «Пьер Безухов», «Леонов прибыл в десантные войска» и огромное полотно «Спорт парусных кораблей».
Тема русской народной мифологии — где правители, писатели, герои книг и христианские образы превращаются в единый пантеон и запечатлеваются непосредственным восприятием художника — оказывается центральной для экспозиции в DiDi, и этим она отличается от других выставок Леонова. Кроме того, художник переосмысляет исторические события и встречи с литературными героями как события личной истории, где «наше все» Пушкин и «наше все» Ленин гениально соединяются в едином вечном монументе, где сам Леонов превращается из рядового в генерала, которому отдают салют десантные войска.
Произведения Павла Петровича Леонова находятся в таких музейных коллекциях, как ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей Шарлотты Цандер в Германии, Музей русского лубка и наивного искусства в Москве, Хорватская национальная галерея. В Петербурге произведения П. П. Леонова выставляются впервые.
Имя Павла Леонова стало широко известно после Братиславской триеналле ‘‘INSITA’’ в 1996 году. Индивидуальный неповторимый стиль художника формируется из поистине византийского сочетания основного эпического сюжета и красочного растительного бордюра. В больших полотнах Леонова также регулярно встречается композиция в виде клейм или небольших повествовательных сюжетов, разделенных контрастными рамками. Сюжеты имеют два основных регистра как в иконописи: ростовый портрет и «житийные» сюжеты, представляющие собой цепочку «телевизоров», демонстрирующих картины идеального будущего. Термин «телевизор» применялся самим художником для самоназвания составляющих композицию сюжетов.
Ксения Богемская в своей книге «Павел Леонов» описывала метод художника так: творчество Леонова связано с фольклорной традицией, архетипами массового сознания советского периода и искусством андеграунда 1970-х гг. Благодаря странностям советского художественного образования получилось так, что Леонов, живший в 1960-е гг. в Казахстане, обучался живописи дистанционно и поэтому состоял в постоянной переписке с крупнейшим деятелем второго авангарда Михаилом Рогинским.
Наиболее значительными произведениями на выставке в галерее DiDi являются портреты семьи императора Николая II и вождя революции Владимира Ленина с подписью «Я памятник себе воздвиг нирукотворный», а также «Сенька Разин», «Мадонна в лесу», «Пьер Безухов», «Леонов прибыл в десантные войска» и огромное полотно «Спорт парусных кораблей».
Тема русской народной мифологии — где правители, писатели, герои книг и христианские образы превращаются в единый пантеон и запечатлеваются непосредственным восприятием художника — оказывается центральной для экспозиции в DiDi, и этим она отличается от других выставок Леонова. Кроме того, художник переосмысляет исторические события и встречи с литературными героями как события личной истории, где «наше все» Пушкин и «наше все» Ленин гениально соединяются в едином вечном монументе, где сам Леонов превращается из рядового в генерала, которому отдают салют десантные войска.
Произведения Павла Петровича Леонова находятся в таких музейных коллекциях, как ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей Шарлотты Цандер в Германии, Музей русского лубка и наивного искусства в Москве, Хорватская национальная галерея. В Петербурге произведения П. П. Леонова выставляются впервые.