10
июня
2020
1
июля
2020
«Зигмунд в кафе»
Открывая летний выставочный сезон с молодыми авторами, кураторы DiDi Gallery представляют персональную выставку современного петербургского художника Максима Саввы «Зигмунд в кафе».
Долгие годы работы с графикой и иллюстрациями привели художника к новой форме выражения — живописи. Используя изобразительный язык, Максим Савва отображает некоторые особенные моменты своей жизни и неожиданные мысли и идеи. Стремление поделиться самым сокровенным, а иногда вызвать чувство ностальгии приводит художника к выработке собственного узнаваемого стиля.
Экспозиция выставки «Зигмунд в кафе» подобна визуализированным записям из личного дневника автора. Воспоминания из детства, события повседневности и собственные наблюдения он переносит на холст. Некоторые из них стираются в памяти временем, что художник передает через колорит бело-серых оттенков, который напоминает туман или сильную облачность.
Нередко в своих произведениях он намеренно деформирует линию горизонта и перспективу. Сам автор называет данный прием «позитивной диагональю», именно он создает ощущение ирреальности изображаемых событий. Интерес к изменениям человеческого восприятия, теме одиночества, любви, детства раскрываются художником с помощью его визуального языка, передаваемого цветом.
Максим Савва: «Первым автомобилем в моей жизни был папин москвич. Он был красно-оранжевым, с рыжими сиденьями из кожзаменителя и светло-серым потолком, с огромным задним креслом, на котором можно было лежать во весь рост. Летом дедушка катал меня на нем на пикник или кормить голубей, или повязывал галстук, и мы ехали в кафе-мороженое «Льдинка». Ещё он сажал меня к себе на колени, и мы гоняли по деревне. Дед жал на педали, а я крутил руль...»
Долгие годы работы с графикой и иллюстрациями привели художника к новой форме выражения — живописи. Используя изобразительный язык, Максим Савва отображает некоторые особенные моменты своей жизни и неожиданные мысли и идеи. Стремление поделиться самым сокровенным, а иногда вызвать чувство ностальгии приводит художника к выработке собственного узнаваемого стиля.
Экспозиция выставки «Зигмунд в кафе» подобна визуализированным записям из личного дневника автора. Воспоминания из детства, события повседневности и собственные наблюдения он переносит на холст. Некоторые из них стираются в памяти временем, что художник передает через колорит бело-серых оттенков, который напоминает туман или сильную облачность.
Нередко в своих произведениях он намеренно деформирует линию горизонта и перспективу. Сам автор называет данный прием «позитивной диагональю», именно он создает ощущение ирреальности изображаемых событий. Интерес к изменениям человеческого восприятия, теме одиночества, любви, детства раскрываются художником с помощью его визуального языка, передаваемого цветом.
Максим Савва: «Первым автомобилем в моей жизни был папин москвич. Он был красно-оранжевым, с рыжими сиденьями из кожзаменителя и светло-серым потолком, с огромным задним креслом, на котором можно было лежать во весь рост. Летом дедушка катал меня на нем на пикник или кормить голубей, или повязывал галстук, и мы ехали в кафе-мороженое «Льдинка». Ещё он сажал меня к себе на колени, и мы гоняли по деревне. Дед жал на педали, а я крутил руль...»
СТАТЬИ
Уже второй раз DiDi Gallery посвящает летний выставочный сезон проекту с молодыми художниками, который в этом году открывает выставка Максима Саввы «Зигмунд в кафе». Живопись как основной способ выражения собственной мысли автор открыл для себя относительно недавно, — в 2018 году.
Переехав с Дальнего Востока в Санкт-Петербург, Максим Савва долгое время работал как иллюстратор и дизайнер. За последние 10 лет он сотрудничал со многими известными российскими и зарубежными компаниями: Armani, Chanel, Elle France, Harper's Bazaar и другими.
По его словам, именно рекламные постеры, вывески и афиши, окружавшие с детства, а позже ставшие неотъемлемой частью его работы, повлияли на формирование художественного языка и стиля. Именно от них пришло особое отношение к чистым цветам и локальным пятнам, за счет которых художник строит композицию и редко обращается к детализации пространства. В работе «Каток. Часть 1» голубой овал превращается в ледяную поверхность катка, по которому скользят люди, оставляя лезвиями коньков царапины-рисунки. Однако в продолжении к этому произведению в работе «Каток. Часть 2» последний посетитель уходит, и главным объектом остается все та же овальная фигура, украшенная белыми узорами. Своей простотой композиция навевает знакомые всем воспоминания о зиме, а, может быть, чувство ностальгии об этом времени года.
Еще одним немаловажным фактором обращения Максима Саввы к живописи, стало перенесенное несколько лет назад тяжелое заболевание. Процесс осмысления современного ритма жизни, во время которого люди постоянно спешат, не замечая ничего вокруг себя, привел художника к основной теме его произведений — ярким моментам повседневности. Поэтому холст и акрил стали для художника своеобразным пергаментом и пером, с помощью которых он ведет дневник своих наблюдений, событий и воспоминаний.
Чаще всего в изображении героев он избегает детализации изображения. Не наделяет их чертами лица, но при этом его персонажи не лишены эмоций, чувств и индивидуальности. Художник не стремится создать выразительную фактуру или напряжение форм на холсте. Иногда он даже избегает телесности, отказываясь от моделировки частей тела персонажей. Для создания индивидуальных образов он использует элементы гардероба или аксессуары. В одном из своих произведений ‘’Responsibility’’ Максим Савва обращается к автопортрету, главными отличительными чертами которого становятся любимая футболка и волнистые волосы художника.
Тема одиночества является сквозной для творчества художника. Персонажи нередко находятся одни в пространстве современного города, улицы или квартиры. Однако автор не делает на этом акцент, не драматизирует. Для него одиночество скорее является свободой, которой он наделяет героев своих произведений.
Прибегая к легкой иронии, в работе «Мои друзья всегда со мной» он изображает человека, проезжающего по городской аллее. Вокруг него нет людей, только дорога и любимый старенький скейтборд. В композиции полностью отсутсвует напряжение, а яркий колорит, за которым просматриваются неравномерно закрашенные части холста, придает всему произведению жизнерадостность, движение и воздушность. Художник намеренно создает контраст между названием и его визуальным отображением на холсте. Из чего следует, что самые лучшие друзья — это сам человек, его любимые занятия и окружающая природа.
Максим Савва говорит цветом, а не формой. Для него важна цветовая гармония. Основная палитра всех его произведений — пастельные тона, часто бело-серые оттенки, в сочетании с которыми выделяются яркие локальные пятна. Автор экспериментирует с техниками, используя дриппинг. На первый взгляд хаотичные линии, созданные аэрозольными акриловыми красками, превращаются в облака и обретают гармонию в произведениях «Спасибо, мистер Роршах», ‘‘Maybe’’, ‘‘White rabbit’’.
«Позитивная диагональ», как автор называет искаженную перспективу, играет значимую роль в построении композиции. Наделяя ирреальными свойствами изображение, художник указывает, что события, представленные на холсте, — это воспоминания или идеи, оставившие след в его подсознании. Прием «позитивной диагонали» позволяет передать, то как резко и неожиданно реминисценции появляются и исчезают в голове автора. А бело-серый колорит создает ощущение туманности, когда некоторые детали исчезают из памяти, растворяясь в легкой дымке ушедшего времени.
Персональная выставка «Зигмунд в кафе» — переживания и воспоминания, которыми художник решился поделиться со зрителем. Рассказывая через цвет о самом сокровенном и важном, он погружает в собственную реальность, построенную на попытке осмысления собственных чувств и восприятии. В ней одиночество подобно свободе, а старый москвич обретает большую ценность перед новомодной иномаркой.
Потякина Дарья, искусствовед
Потякина Дарья, искусствовед