5
июня
2013
17
июля
2013
Цвет музыки
Работами из серии «Цвет музыки» Сергей Ковальский презентует свою концепцию взаимосвязи звука и изображения, а также отдает дань уважения знаковым музыкантам и композиторам ХХ – начала XXI веков.
Художник видит звук основой человеческого восприятия мира, музыка для него — способ освобождения от власти социума и быта, средство прорыва в трансцендентное пространство. Творческий метод Ковальского — не прямой перевод звука в цвет, а целостная синестезия, приводящая к появлению своего рода визуального аккорда и позволяющая поймать интуитивную ассоциацию от музыки и воплотить ее в конкретной визуальной форме. Смысловая многослойность работ серии «Цвет музыки» построена на сочетании приемов сюрреализма, образно-ассоциативного нелинейного клипового монтажа, эффекте трёхмерности, что отсылает к более сложным интеллектуальным пластам.
Художник видит звук основой человеческого восприятия мира, музыка для него — способ освобождения от власти социума и быта, средство прорыва в трансцендентное пространство. Творческий метод Ковальского — не прямой перевод звука в цвет, а целостная синестезия, приводящая к появлению своего рода визуального аккорда и позволяющая поймать интуитивную ассоциацию от музыки и воплотить ее в конкретной визуальной форме. Смысловая многослойность работ серии «Цвет музыки» построена на сочетании приемов сюрреализма, образно-ассоциативного нелинейного клипового монтажа, эффекте трёхмерности, что отсылает к более сложным интеллектуальным пластам.
СТАТЬИ
Проблема перевода, трансляции субъективного ассоциативно-образного мышления для «другого» в эпоху тотальной информационной экспансии — несомненно, одна из важнейших. Аутизм современности, казалось, исключает любое усложнение как ненужное, трудное для восприятия, но на практике личность, уставшая от тотальности клише и штампов, ищет для себя пространство не столь однозначно интерпретируемое, не столь прямолинейное по смыслу.
Серия работ Ковальского «Цвет музыки» — это возможность сделать паузу в суете повседневности и получить интеллектуальный, эстетический глоток свежего воздуха и в конечном счете задуматься о том, на что обычно не хватает времени, может быть, составить свою личную энциклопедию лучшей музыки всех времен и народов. Работами музыкального направления Сергей Ковальский не только презентует свою концепцию взаимосвязи звука и изображения, но и выражает огромное уважение и почтение ко многим известнейшим музыкантам и композиторам ХХ – начала XXI веков. Эти работы — авторская энциклопедия интеллектуальной музыки, отобранная в соответствии с личным вкусом художника. Поэтому для искушенного зрителя-слушателя работы Ковальского — это еще и пространство для диалога меломанов, где можно сравнить свои впечатления с версией художника. Для неофитов — это возможность расширить рамки своего восприятия не только живописи, но и авангардной, классической, джазовой и рок музыки.
Трансляция своего впечатления от аудиального образа при помощи визуального текста — невероятно сложная вещь. В истории искусства к этой проблеме обращались и ученые, и художники, и музыканты: от первых известных теорий (Д. Арчимбольдо в Италии, А. Кирхера в Германии), основанных на аналогии «спектр» — «октава», предложенной И. Ньютоном под воздействием космологии, концепции «музыки сфер» (Пифагор, И. Кеплер) до работ В. Кандинского, М. Матюшина и А. Скрябина. С развитием электронной музыки, видео-арта, появлением такого жанра, как видеоклип, формируется особая традиция сочетания музыкального произведения и его визуального представления, основанная на образно-ассоциативном нелинейном клиповом монтаже. Считается, что соотнесенность звука с конкретным цветом — вещь субъективная, хотя есть общие для многих ассоциации, особенно в случае, когда стимулы-цвета наиболее приближены к тем конкретным предметам, с которыми оперируют субъекты в жизни (серый – шум дождя, красный – крик петуха, фиолетовый – звуки природы). С другой стороны, в ряде исследований констатируется невозможность, несмотря на все предпринятые попытки, построения универсальных для всех людей синестетических схем, что оставляет пространство для интерпретации, для субъективного видения.
Сергей Ковальский видит звук первоэлементом, основой человеческого восприятия мира. Идея связи звука и цветового изображения является важной частью творческой концепции художника: «Вначале был звук, человек услышал биение собственного сердца, шум крови, бегущей по венам. Слово появилось уже потом. Поэтому звук остается основой восприятия». Для Ковальского музыка стала в советское время (и является сейчас) способом освобождения от властного давления социума, от быта, средством прорыва в трансцендентное пространство. Неслучайно художник говорит, что момент, когда он решил воплощать свои переживания в живописной форме, совпал с тем, когда он начал активно интересоваться джазом. Рассуждая о творческом методе Ковальского, можно говорить не о прямом переводе звука в цвет, а о целостной синестезии, приводящей в рамках каждого произведения художника к появлению того, что можно назвать визуальным аккордом. Одновременность проявления визуального образа можно сравнить с одновременностью звучания звукового аккорда (в отличие от временного характера музыкальной фразы). Это дает возможность «поймать» интуитивную ассоциацию от музыки и воплотить её в конкретной визуальной форме. Визуальный аккорд у Ковальского имеет вид четко продуманной системы, основанной на редукции, логическом осмыслении интуитивно возникших ассоциаций, визуализированных в виде тщательно отобранных элементов: композиция, цветовая гамма, работа с фактурой и объемом.
Ковальский-скриптор, проводя редукцию существующего миропространства, выступает как наблюдатель, навязывающий своё видение наблюдаемому; отпуская/сковывая имеющиеся наррации, он ищет границы подлинного зрения через проникновение за мир видимостей. В поиске пространства, сокрытого симулякрами, Ковальский свободно использует видимости как материал, как знаки, которым он методично навязывает новые контексты и означающие. Поэтому сюрреализм и абсурд в его произведениях становятся единственно возможной формой реальности. В фильме «Цвет звука» (2010) художник показывает процесс рождения визуального образа от музыкального впечатления в обратном порядке: разворачивая процесс творческого мышления от уже созданной работы к изначальному звуковому тексту. Фильм создан на основе живописной авторской серии «Храм музыки», состоящей из шести работ, которые по замыслу художника должны восприниматься как единое, целостное произведение искусства. Концептуальное для автора положение о возможности возникновения нового смысла через сочетание звука, слова и изображения автор представил в книге «Цветослов трансрадуги». Кроме поисков динамики и способов сочетания поэтического текста и визуального образа, в данной книге и в фильме Ковальский предлагает концепцию трансрадуги, состоящей из одиннадцати цветов.
Визуальный аккорд, складывающийся из понятных на первый взгляд элементов в предложенном художником сочетании, должен открывать для зрителя новые плоскости видения мира, осуществлять прорыв в область подлинного зрения. Данное видение проявляется не только в работах, непосредственно связанных с музыкой. Не важно, идет ли речь о «Композиции в цвете музыке SP “Зеленые печные трубы”» 1980 года (с пластинки “Undeground” Телониуса Монка) или о биографической работе «Свято место пусто не бывает» 1988 года. Соотнесенность звука и изображения в работах Ковальского ближе не к постмодернистской антиномии голоса и письма, но к синестезии С. Эйзенштейна, обосновавшего возможности нелинейного использования звука и изображения, выступающих как взаимодополняющие слои, каждый из которых рассказывает историю своим языком, а в их соединении может возникнуть новый смысл.
Поиски законов связи звука и изображения, возможность выстраивания пространства диалога с «другим» нашло тотальное воплощение в концепции «параллелошара», который, по мнению Сергея Ковальского, соответствует духу современной эпохи, демонстрирует потенциал нашего времени, отражает идею возможности освоения человеком и человечеством новых миров, параллельных пространств и измерений. «Параллелошар» обозначается автором как «понятие замкнутого виртуального пространства, перемещающегося в одиннадцати цветах Трансрадуги Мира и параллельного многим иным». «Параллелошар», рассматриваемый Ковальским, может восприниматься как попытка художника увидеть целостность мира и эволюцию законов его устройства.
Смысловая многослойность работ серии «Цвет музыки» построена на сочетании приемов сюрреализма, образно-ассоциативного нелинейного клипового монтажа, эффекте трехмерности, что отсылает к более сложным интеллектуальным пластам. Выверенность образа, иногда чрезмерная сделанность работ не создают впечатление окончательного диагноза, последней точки в интерпретации музыкального образа, но приглашают зрителя к размышлению и сотворчеству.
Серия работ Ковальского «Цвет музыки» — это возможность сделать паузу в суете повседневности и получить интеллектуальный, эстетический глоток свежего воздуха и в конечном счете задуматься о том, на что обычно не хватает времени, может быть, составить свою личную энциклопедию лучшей музыки всех времен и народов. Работами музыкального направления Сергей Ковальский не только презентует свою концепцию взаимосвязи звука и изображения, но и выражает огромное уважение и почтение ко многим известнейшим музыкантам и композиторам ХХ – начала XXI веков. Эти работы — авторская энциклопедия интеллектуальной музыки, отобранная в соответствии с личным вкусом художника. Поэтому для искушенного зрителя-слушателя работы Ковальского — это еще и пространство для диалога меломанов, где можно сравнить свои впечатления с версией художника. Для неофитов — это возможность расширить рамки своего восприятия не только живописи, но и авангардной, классической, джазовой и рок музыки.
Трансляция своего впечатления от аудиального образа при помощи визуального текста — невероятно сложная вещь. В истории искусства к этой проблеме обращались и ученые, и художники, и музыканты: от первых известных теорий (Д. Арчимбольдо в Италии, А. Кирхера в Германии), основанных на аналогии «спектр» — «октава», предложенной И. Ньютоном под воздействием космологии, концепции «музыки сфер» (Пифагор, И. Кеплер) до работ В. Кандинского, М. Матюшина и А. Скрябина. С развитием электронной музыки, видео-арта, появлением такого жанра, как видеоклип, формируется особая традиция сочетания музыкального произведения и его визуального представления, основанная на образно-ассоциативном нелинейном клиповом монтаже. Считается, что соотнесенность звука с конкретным цветом — вещь субъективная, хотя есть общие для многих ассоциации, особенно в случае, когда стимулы-цвета наиболее приближены к тем конкретным предметам, с которыми оперируют субъекты в жизни (серый – шум дождя, красный – крик петуха, фиолетовый – звуки природы). С другой стороны, в ряде исследований констатируется невозможность, несмотря на все предпринятые попытки, построения универсальных для всех людей синестетических схем, что оставляет пространство для интерпретации, для субъективного видения.
Сергей Ковальский видит звук первоэлементом, основой человеческого восприятия мира. Идея связи звука и цветового изображения является важной частью творческой концепции художника: «Вначале был звук, человек услышал биение собственного сердца, шум крови, бегущей по венам. Слово появилось уже потом. Поэтому звук остается основой восприятия». Для Ковальского музыка стала в советское время (и является сейчас) способом освобождения от властного давления социума, от быта, средством прорыва в трансцендентное пространство. Неслучайно художник говорит, что момент, когда он решил воплощать свои переживания в живописной форме, совпал с тем, когда он начал активно интересоваться джазом. Рассуждая о творческом методе Ковальского, можно говорить не о прямом переводе звука в цвет, а о целостной синестезии, приводящей в рамках каждого произведения художника к появлению того, что можно назвать визуальным аккордом. Одновременность проявления визуального образа можно сравнить с одновременностью звучания звукового аккорда (в отличие от временного характера музыкальной фразы). Это дает возможность «поймать» интуитивную ассоциацию от музыки и воплотить её в конкретной визуальной форме. Визуальный аккорд у Ковальского имеет вид четко продуманной системы, основанной на редукции, логическом осмыслении интуитивно возникших ассоциаций, визуализированных в виде тщательно отобранных элементов: композиция, цветовая гамма, работа с фактурой и объемом.
Ковальский-скриптор, проводя редукцию существующего миропространства, выступает как наблюдатель, навязывающий своё видение наблюдаемому; отпуская/сковывая имеющиеся наррации, он ищет границы подлинного зрения через проникновение за мир видимостей. В поиске пространства, сокрытого симулякрами, Ковальский свободно использует видимости как материал, как знаки, которым он методично навязывает новые контексты и означающие. Поэтому сюрреализм и абсурд в его произведениях становятся единственно возможной формой реальности. В фильме «Цвет звука» (2010) художник показывает процесс рождения визуального образа от музыкального впечатления в обратном порядке: разворачивая процесс творческого мышления от уже созданной работы к изначальному звуковому тексту. Фильм создан на основе живописной авторской серии «Храм музыки», состоящей из шести работ, которые по замыслу художника должны восприниматься как единое, целостное произведение искусства. Концептуальное для автора положение о возможности возникновения нового смысла через сочетание звука, слова и изображения автор представил в книге «Цветослов трансрадуги». Кроме поисков динамики и способов сочетания поэтического текста и визуального образа, в данной книге и в фильме Ковальский предлагает концепцию трансрадуги, состоящей из одиннадцати цветов.
Визуальный аккорд, складывающийся из понятных на первый взгляд элементов в предложенном художником сочетании, должен открывать для зрителя новые плоскости видения мира, осуществлять прорыв в область подлинного зрения. Данное видение проявляется не только в работах, непосредственно связанных с музыкой. Не важно, идет ли речь о «Композиции в цвете музыке SP “Зеленые печные трубы”» 1980 года (с пластинки “Undeground” Телониуса Монка) или о биографической работе «Свято место пусто не бывает» 1988 года. Соотнесенность звука и изображения в работах Ковальского ближе не к постмодернистской антиномии голоса и письма, но к синестезии С. Эйзенштейна, обосновавшего возможности нелинейного использования звука и изображения, выступающих как взаимодополняющие слои, каждый из которых рассказывает историю своим языком, а в их соединении может возникнуть новый смысл.
Поиски законов связи звука и изображения, возможность выстраивания пространства диалога с «другим» нашло тотальное воплощение в концепции «параллелошара», который, по мнению Сергея Ковальского, соответствует духу современной эпохи, демонстрирует потенциал нашего времени, отражает идею возможности освоения человеком и человечеством новых миров, параллельных пространств и измерений. «Параллелошар» обозначается автором как «понятие замкнутого виртуального пространства, перемещающегося в одиннадцати цветах Трансрадуги Мира и параллельного многим иным». «Параллелошар», рассматриваемый Ковальским, может восприниматься как попытка художника увидеть целостность мира и эволюцию законов его устройства.
Смысловая многослойность работ серии «Цвет музыки» построена на сочетании приемов сюрреализма, образно-ассоциативного нелинейного клипового монтажа, эффекте трехмерности, что отсылает к более сложным интеллектуальным пластам. Выверенность образа, иногда чрезмерная сделанность работ не создают впечатление окончательного диагноза, последней точки в интерпретации музыкального образа, но приглашают зрителя к размышлению и сотворчеству.