6
декабря
2019
4
мартa
2020
«Страна отдыхает»
В заключение выставочного сезона 2019 года кураторы DiDi Gallery представляют проект, посвященный творчеству известного московского художника-семидесятника Аркадия Петрова.
Его творчество невозможно назвать однообразным – стиль художника менялся вместе с тем, как менялись люди и общество. И экспозиция, представленная на выставке в DiDi Gallery, в большей степени сконцентрирована на периоде 1990-х годов и современных работах автора. Ностальгия по ушедшей эпохе, переосмысление личности человека, общественного порядка — все это находит отражение в произведениях художника. Даже в современных работах Аркадий Петров добавляет элементы, присущие советской эпохе: будь то скатерти-клеенки, или старые пестрые ткани, пуговицы, которые автор использует в технике коллажа.
Однако искусство Петрова не только «советское» – автор следует за временем, остро чувствуя общественные настроения. После событий, произошедших в конце 1980-х годов, художник стремится осмыслить новое для него сознание «российского человека». Не теряя шутливый настрой, он создает политические, библейские и бытовые сюжеты, наполненные сатирическими аллегориями, не уходящими в мрачную экспрессию.
СТАТЬИ
Закрывая выставочный сезон 2019 года, DіDі Gallery представляет персональную выставку Аркадия Петрова. Выходец из семьи шахтера с Донбасса, впитавший с детства жизнь и быт советского общества, он выбрал в качестве основной линии творчества отображение жизни советских людей Но, как и в случае некоторых художников этого периода, искусство А. Петрова балансирует на грани официального и неофициального направлений: его произведения далеки от соцреализма по своим стилистической и идеологической составляющим, а нонконформистов сам автор считал более «тусовкой», нежели объединением художников.
Простота композиций и образов, отчасти примитивная, отчасти сатирическая, всегда привлекала художника больше, чем навязанные каноны живописи советского официального искусства. Ведь кому, как не автору, родившемуся в маленьком шахтерском поселке, знать реалии простых рабочих людей без выдуманных прикрас соцреализма и господствовавшего тогда сурового стиля.
Сложно назвать творчество Аркадия Петрова однообразным: стиль художника менялся вместе с тем, как менялись эпоха и общество. Яркие, театральные сцены 1970-1980-х годов сменялись более сдержанными и умеренными по колориту композициями 1990-х, которым и посвящена текущая экспозиция в DiDi Gallery. Наблюдая за изменениями в живописной манере художника, можно проследить основные вехи его творчества
Красочные произведения раннего периода проникнуты теплым чувством автора к деталям советского быта. Созданный художником мир как бы преломляет массовое сознание советского народа. Его персонажи молоды и полны сил, уверены в настоящем и готовы трудиться во благо
будущего. Устойчивые и ясные композиции разворачиваются в декорациях советского учреждения, парка, жилища обычного человека. В ранних автопортретах художник представляет и себя в образе юноши, разделяя эту игру в праздник с остальными людьми. В произведениях этого периода можно найти многое от соц-арта: шуточные надписи, предметы советского обихода, сатирический посыл сюжетов («Тир» 1984 года, «Туалет за углом» 1989 года).
В 1990-х распадается Советский Союз, рушится идеология, формировавшая сознание народа на протяжении многих десятилетий. Происходят изменения в обществе, уверенность в завтрашнем дне исчезает, ее сменяет потерянность в определении собственной идентификации. Чутко пропуская через себя социальные катаклизмы, меняется и сам художник и, как следствие, его стиль. Яркий колорит становится умеренным, деформации обнаженных человеческих фигур достигают апогея, исчезает сюжетная привязка к определенному месту, и персонажи невесомо
парят в абстрактном живописном поле.
Центральные произведения экспозиции — три больших полотна, созданные в конце 1980-х: «Шкафчики», «На отдыхе. Сочи» и «На отдыхе». В этих работах художник выражает предчувствие приближающейся смены эпох и сопутствующую ностальгию. «На отдыхе. Сочи» и «На отдыхе»
подобны увеличенным в масштабе фотографиям из альбомов обычной советской семьи. Когда невозможно было представить существование «селфи» и отпуска в зарубежные страны, рабочие получали путевки на курорты черноморского побережья, где выгуливали свой единственный
парадновыходной костюм, чтобы запечатлеть этот особенный момент в своей жизни. С одной стороны, художник усиливает эффект радости и праздника, шутливо добавляя по всей поверхности холстов изображение фантиков от конфет С другой — подобно коллажу он накладывает
на монохромные изображения масштабные пятна ярких локальных цветов, как бы показывая, что того прошлого уже не существует, а стирающее его будущее не предопределено.
В более современных произведениях Аркадий Петров не оставляет советское наследие: художник использует вместо холста клеенки, служившие скатертью почти в каждом доме. Разнообразные по сюжету «Букет», «Люся» и «часовой», написанные в 2000-е годы, продолжают отчасти сатирическую, отчасти аллегоричную линию, но адресованы уже зрителю нового поколения.
Едва распускающемуся цветку автор, намеренно гиперболизируя, дает название «Букет». Сравнивая Россию с молодым ростком в темном метафизическом пространстве, художник визуализирует неопределенность и потерянность в сознании народа, но при этом сохраняет надежду на будущее, смутно формирующееся редкими и хрупкими лепестками. Политическую тематику продолжает картина «Часовой» — символ безопасности и силы, расположившийся на фоне башен Кремлевской стены. Он несет службу народу, но, похоже, этот пост ограничивается лишь правительственным зданием...
Нельзя назвать Аркадия Петрова лишь советским художником. Несмотря на сохранение деталей и элементов ушедшей эпохи, автор следует за временем, остро реагируя на изменения в обществе. В его творчестве постепенно рушится искусственно созданный мир советской эпохи и люди теряют опору. Монохромные постановочные фотокарточки с отдыха в Сочи остаются лишь в памяти, на их смену приходит образ человека, застрявшего в предрассудках прошлого и неуверенного в будущем. Но, двигаясь сквозь время, художник сохраняет свою тонкую иронию: политические, библейские и бытовые сюжеты оживляются сатирическими аллегориями и чужды мрачной экспрессии. Главное, о чем говорит художник, — не потеряться в этой навязанной обществом и государством рутине, суметь сохранить искренность, доброту и честность как перед собой, так и перед другими людьми.
Простота композиций и образов, отчасти примитивная, отчасти сатирическая, всегда привлекала художника больше, чем навязанные каноны живописи советского официального искусства. Ведь кому, как не автору, родившемуся в маленьком шахтерском поселке, знать реалии простых рабочих людей без выдуманных прикрас соцреализма и господствовавшего тогда сурового стиля.
Сложно назвать творчество Аркадия Петрова однообразным: стиль художника менялся вместе с тем, как менялись эпоха и общество. Яркие, театральные сцены 1970-1980-х годов сменялись более сдержанными и умеренными по колориту композициями 1990-х, которым и посвящена текущая экспозиция в DiDi Gallery. Наблюдая за изменениями в живописной манере художника, можно проследить основные вехи его творчества
Красочные произведения раннего периода проникнуты теплым чувством автора к деталям советского быта. Созданный художником мир как бы преломляет массовое сознание советского народа. Его персонажи молоды и полны сил, уверены в настоящем и готовы трудиться во благо
будущего. Устойчивые и ясные композиции разворачиваются в декорациях советского учреждения, парка, жилища обычного человека. В ранних автопортретах художник представляет и себя в образе юноши, разделяя эту игру в праздник с остальными людьми. В произведениях этого периода можно найти многое от соц-арта: шуточные надписи, предметы советского обихода, сатирический посыл сюжетов («Тир» 1984 года, «Туалет за углом» 1989 года).
В 1990-х распадается Советский Союз, рушится идеология, формировавшая сознание народа на протяжении многих десятилетий. Происходят изменения в обществе, уверенность в завтрашнем дне исчезает, ее сменяет потерянность в определении собственной идентификации. Чутко пропуская через себя социальные катаклизмы, меняется и сам художник и, как следствие, его стиль. Яркий колорит становится умеренным, деформации обнаженных человеческих фигур достигают апогея, исчезает сюжетная привязка к определенному месту, и персонажи невесомо
парят в абстрактном живописном поле.
Центральные произведения экспозиции — три больших полотна, созданные в конце 1980-х: «Шкафчики», «На отдыхе. Сочи» и «На отдыхе». В этих работах художник выражает предчувствие приближающейся смены эпох и сопутствующую ностальгию. «На отдыхе. Сочи» и «На отдыхе»
подобны увеличенным в масштабе фотографиям из альбомов обычной советской семьи. Когда невозможно было представить существование «селфи» и отпуска в зарубежные страны, рабочие получали путевки на курорты черноморского побережья, где выгуливали свой единственный
парадновыходной костюм, чтобы запечатлеть этот особенный момент в своей жизни. С одной стороны, художник усиливает эффект радости и праздника, шутливо добавляя по всей поверхности холстов изображение фантиков от конфет С другой — подобно коллажу он накладывает
на монохромные изображения масштабные пятна ярких локальных цветов, как бы показывая, что того прошлого уже не существует, а стирающее его будущее не предопределено.
В более современных произведениях Аркадий Петров не оставляет советское наследие: художник использует вместо холста клеенки, служившие скатертью почти в каждом доме. Разнообразные по сюжету «Букет», «Люся» и «часовой», написанные в 2000-е годы, продолжают отчасти сатирическую, отчасти аллегоричную линию, но адресованы уже зрителю нового поколения.
Едва распускающемуся цветку автор, намеренно гиперболизируя, дает название «Букет». Сравнивая Россию с молодым ростком в темном метафизическом пространстве, художник визуализирует неопределенность и потерянность в сознании народа, но при этом сохраняет надежду на будущее, смутно формирующееся редкими и хрупкими лепестками. Политическую тематику продолжает картина «Часовой» — символ безопасности и силы, расположившийся на фоне башен Кремлевской стены. Он несет службу народу, но, похоже, этот пост ограничивается лишь правительственным зданием...
Нельзя назвать Аркадия Петрова лишь советским художником. Несмотря на сохранение деталей и элементов ушедшей эпохи, автор следует за временем, остро реагируя на изменения в обществе. В его творчестве постепенно рушится искусственно созданный мир советской эпохи и люди теряют опору. Монохромные постановочные фотокарточки с отдыха в Сочи остаются лишь в памяти, на их смену приходит образ человека, застрявшего в предрассудках прошлого и неуверенного в будущем. Но, двигаясь сквозь время, художник сохраняет свою тонкую иронию: политические, библейские и бытовые сюжеты оживляются сатирическими аллегориями и чужды мрачной экспрессии. Главное, о чем говорит художник, — не потеряться в этой навязанной обществом и государством рутине, суметь сохранить искренность, доброту и честность как перед собой, так и перед другими людьми.