15
августа
2019
22
сентября
2019
«Круглосуточно закрыто»
В заключение летнего проекта, посвященного творчеству молодых художников, кураторы DiDi Gallery представляют выставку Павла Плетнева «Круглосуточно закрыто».
Свой творческий путь художник начал в 1999 году, создавая граффити в родном городе. Именно линия отображения реалий современной России, в особенности городской среды и уличной жизни, прослеживается в новом проекте художника, для которого он создал серию арт-объектов.
Еще подростком Павел увлекся сборкой макетов военных сцен, позже любовь к моделированию сохранилась, но фокус внимания сместился к темам повседневного быта и жизни обывателя. Многие арт-объекты художника созвучны тематике отечественного рэпа — это жизнь русского человека, его проблемы и взаимодействие с окружением. Подобно представителям современной рэп-культуры, которые прибегают к сатире и даже абсурду, Плетнев также обращается к данным стилистическим приемам, но его «рифмы» и «панчи» находят визуальное воплощение.
В скульптурных миниатюрах, изображающих однотипные «панельки» и хрущевки, подчеркивается уникальность каждого из возможных обитателей домов. Зритель не видит людей, но может представить их личные истории, скрывающиеся за однообразными фасадами. Современный мир — большой улей, где, несмотря на преобладание типовой застройки и такой же однотипной жизни, происходит процесс «атомизации». «Улей» распадается на изолированные ячейки — неслучайно художник создает макеты домов в форме пчелиных сот. Тема разобщенности людей друг с другом и одиночества в большом городе является сквозной для творчества художника.
Павел Плетнев: «Я пропускаю через себя то, что я вижу вокруг. Это что-то вроде ‘‘maquette of nothing’’ — желание зафиксировать то, до чего нет никому дела. С одной стороны, «панельки» везде и в каждом городе, с другой — они настолько нейтральны, что их никто не замечает…»
СТАТЬИ
В заключение летнего проекта, посвященного творчеству молодых художников, кураторы DiDi Gallery представляют выставку Павла Плетнева «Круглосуточно закрыто». Родом из Омска, Павел уже долгое время привлекает внимание публики своими стрит-арт проектами, которые удалось осуществить в разных городах России.
Свой творческий путь художник начал в 1999 году, создавая граффити в родном городе. Именно линия отображения реалий современной России (в особенности — городской среды и уличной жизни) прослеживается в новом для автора направлении, над которым он работает последние несколько лет, — создании миниатюр. Еще подростком Павел увлекся сборкой макетов военных сцен, и в более осознанном возрасте любовь к моделированию сохранилась, но фокус внимания сместился к темам мирной жизни обывателя и сценам повседневного быта. Как говорит сам автор, детализированное воссоздание фрагментов реальности — многоэтажек городских окраин, обшарпанных стен улиц — стало для него «способом вести диалог о важном».
Выставка «Круглосуточно закрыто» — уникальное видение художника социально-бытовой ситуации в сегодняшней России. Очерчивая круг интересных Плетневу тем, вспоминается найденное им определение — “maquette of nothing”, то есть изображение обыденных предметов повседневности. Так, например, панельные дома являются атрибутом каждого города, но при этом их роль в городском пейзаже кажется нейтральной и малозначительной.
Арт-объекты Плетнева созвучны тематике отечественного рэпа: это образ современного русского человека, его взгляды, проблемы и взаимодействие с окружением. Подобно представителям современной рэп-культуры, которые используют в своих текстах сатиру и даже абсурд, Павел обращается к схожим стилистическим приемам, только его «рифмы» и «панчи» находят визуальное воплощение. Также сам художник выделяет три главных составляющих творческого процесса: сатира, абсурд и восторг, — именно они позволяют объединить несочетаемые на первый взгляд элементы и тем самым шокировать зрителя.
Художник не приукрашивает реальность, но и не демонизирует ее, впадая в уныние. Например, в «Теплой вечности» Павел рассматривает обычную теплотрассу с нескольких сторон: в качестве неотъемлемой части современного русского пейзажа и как метафору с отсылкой к ледяной головоломке Кая из «Снежной королевы». Только в случае с теплотрассой — задача решена, игра окончена, а в стране так и не наступят перемены.
Также в работах Плетнева, изображающих однотипные «панельки» и хрущевки, подчеркивается уникальность каждого из возможных обитателей этих домов. Зритель не видит людей, но может представить их личные истории, скрывающиеся за однообразными фасадами. Современный мир — большой улей многоэтажек, где, несмотря на преобладание типовой застройки и такой же однотипной жизни, происходит процесс «атомизации». «Улей» распадается на изолированные ячейки, — неслучайно художник создает макеты домов в форме пчелиных сот — а люди живут в отдельных мирах со своим уникальным набором проблем, желаний и страхов. Тема разобщенности людей друг с другом и одиночества в большом городе является сквозной для творчества художника.
Большое внимание Павел уделяет самому материалу: в миниатюрах «панелек» можно увидеть фактуру бетона с потертостями и въевшейся грязью, пыль на стеклах, холодный металл решеток на окнах, обломленную плитку на фасадах. Все это хранит след жизни и привносит в работы ощущение подлинности — художник стремится уйти от кукольности и тиражированной массовой продукции. Внимание к деталям, будь то спутниковые антенны, коробки кондиционеров на стенах или же мигающая светомузыка в окнах, создает ощущение второй реальности, параллельной нашей, одновременно и похожей, и кардинально отличающейся. Несмотря на подробное и достоверное моделирование, художник оставляет за собой право на недосказанность и открытые вопросы, что допускает широкий спектр интерпретаций его небольших, но многозначных инсталляций.
Дарья Потякина, искусствовед