20
февраля
2014
27
мартa
2014
До экспрессии
Сегодня Валерий Лукка создает картины драматически напряженные, динамичные, с необычайно активной, подчас агрессивной фактурой, стремящейся разорвать плоскость и выйти за пределы поверхности холста. Балансирующие на грани фигуративности и абстракции герои В. Лукки всегда одушевлены, они трансформируются и двигаются на глазах у зрителя.
Напротив, в ранних работах художника нет буйства, динамики, напора экспрессионизма. Композиции и позы как правило статичны, вместо живописных наслоений и сложного рельефного смешения красок — довольно крупные участки гладко положенного локального цвета. Молчаливые, в бесстрастном спокойствии предстающие люди, пустые пространства художественной мастерской, необитаемые пейзажи — таковы основные мотивы композиций.
При общем подходе к выбору и трактовке сюжета в картинах очевидна стилистическая эволюция, которую мастер прошел в поисках собственного уникального художественного языка. Рубеж 60-70-х гг. отмечен увлечением импрессионизмом. Позже художник осваивает постимпрессионизм через увлечение П. Сезанном и В. Ван Гогом. Далее — кубизм, сюрреализм, новая вещественность. Был даже короткий период увлечения соц-артом. В конце десятилетия В. Лукка работает в направлении, которое в попытке самоопределения называет «метафизическим символизмом». Примеряя те или иные стилистические форматы, художник стремится изнутри ощутить, принять или не принять характерные для них принципы.
Напротив, в ранних работах художника нет буйства, динамики, напора экспрессионизма. Композиции и позы как правило статичны, вместо живописных наслоений и сложного рельефного смешения красок — довольно крупные участки гладко положенного локального цвета. Молчаливые, в бесстрастном спокойствии предстающие люди, пустые пространства художественной мастерской, необитаемые пейзажи — таковы основные мотивы композиций.
При общем подходе к выбору и трактовке сюжета в картинах очевидна стилистическая эволюция, которую мастер прошел в поисках собственного уникального художественного языка. Рубеж 60-70-х гг. отмечен увлечением импрессионизмом. Позже художник осваивает постимпрессионизм через увлечение П. Сезанном и В. Ван Гогом. Далее — кубизм, сюрреализм, новая вещественность. Был даже короткий период увлечения соц-артом. В конце десятилетия В. Лукка работает в направлении, которое в попытке самоопределения называет «метафизическим символизмом». Примеряя те или иные стилистические форматы, художник стремится изнутри ощутить, принять или не принять характерные для них принципы.
СТАТЬИ
Сегодня Валерий Лукка создает картины драматически напряженные, динамичные, с необычайно активной, подчас агрессивной фактурой, стремящейся разорвать плоскость и выйти за пределы поверхности холста. Балансирующие на грани фигуративности и абстракции герои В. Лукки всегда одушевлены, они трансформируются и двигаются на глазах у зрителя, будь то люди или городские улицы. Эти чрезвычайно живые как по образному строю, так и по пластическому решению работы — зрелые произведения художника, его узнаваемый творческий почерк.
Тем интереснее в этом контексте ранние картины В. Лукки. Здесь нет буйства, динамики, напора экспрессионизма, его громкости, даже грохота — здесь тихо. Композиции и позы как правило статичны, вместо живописных наслоений и сложного рельефного смешения красок — довольно крупные участки гладко положенного локального цвета. Герои не взаимодействуют ни друг с другом, ни с пространством, ни со зрителем — они сконцентрированы на себе и в себе. Молчаливые, в бесстрастном спокойствии предстающие люди, пустые пространства художественной мастерской, необитаемые пейзажи — таковы основные мотивы композиций.
При общем подходе к выбору и трактовке сюжета в картинах очевидна стилистическая эволюция, которую мастер прошел в поисках собственного уникального художественного языка. Рубеж 60-70-х гг. отмечен увлечением импрессионизмом. Как говорит сам В. Лукка, импрессионизм представлялся ему чистым художественным высказыванием, незамутненным искусством, искренним переживанием. Позже художник осваивает постимпрессионизм через увлечение П. Сезанном и В. Ван Гогом. Далее — кубизм, сюрреализм, новая вещественность. Был даже короткий период увлечения соц-артом — картиной, в которой затрагивалась социальная проблематика бытования советского человека. В конце десятилетия В. Лукка работает в направлении, которое в попытке самоопределения называет «метафизическим символизмом». Примеряя те или иные стилистические форматы, художник стремится изнутри ощутить, принять или не принять характерные для них принципы, что исходит как от вечно ищущей творческой натуры автора, так и от его искусствоведческого образования. Здесь очевидна серьезная теоретическая подготовка и стремление преодолеть границу между теорией и практикой.
Сюжетный мир В. Лукки стабилен, так как художник не ищет сочиненных и экзотических тем, а черпает идеи из повседневности, из ближайшего окружения. Лейтмотивов в его творчестве можно найти довольно много: это автопортрет и портреты близких людей, образ художника в мастерской, петербургские пейзажи. В частности среди любимых мотивов — Апраксин двор, где мастер жил много лет. Фантазия художника, не понаслышке знавшего это место, наделяет его особыми качествами: вполне одушевленным характером и мифотворческой силой. Этот образ прорывает тишину и статику мира раннего Лукки и делает шаг в сторону динамики и экспрессии. Городской пейзаж лишается привычной перспективы, превращаясь то в хаотичное нагромождение крыш, похожих на гробы («Крыши Апраксина двора», 1975), то в бурную синеву, куда входит корабль («Корабль в Апраксином дворе», 1980). Тем не менее это мир до экспрессии, что становится ясно при сопоставлении с более поздними вариантами «Апраксина двора» 90-х гг., где живопись полностью освобождается от фигуративной репрезентации. Если в 70-е гг. для художника имеет значение категория узнаваемости места, времени или персонажа, то постепенно нарастает степень обобщения. Тенденция такова, что, к примеру, «Памятник Менделееву в городе Тобольске», «Парижанка», «Портрет Пикассо» сменяются многочисленными «Пейзажами», «Эскизами», «Фигурами». Содержание картины расширяется, утрачивая конкретность персонажа или места действия, и визуальная среда становится носителем общечеловеческой проблематики.
Таким образом, представленные на выставке произведения не должны рассматриваться обособленно от «концептуального экспрессионизма» Валерия Лукки, в котором он работает сегодня. Ранние картины помогают увидеть путь обретения художником своего изобразительного и выразительного языка, своей темы и своего места в стилистическом многообразии. В этих работах выразилась творческая воля автора, провоцирующая его на постоянный поиск новых методов художественного высказывания. Именно поэтому так интересен и многозначен мир раннего Валерия Лукки, мир до экспрессии.
Тем интереснее в этом контексте ранние картины В. Лукки. Здесь нет буйства, динамики, напора экспрессионизма, его громкости, даже грохота — здесь тихо. Композиции и позы как правило статичны, вместо живописных наслоений и сложного рельефного смешения красок — довольно крупные участки гладко положенного локального цвета. Герои не взаимодействуют ни друг с другом, ни с пространством, ни со зрителем — они сконцентрированы на себе и в себе. Молчаливые, в бесстрастном спокойствии предстающие люди, пустые пространства художественной мастерской, необитаемые пейзажи — таковы основные мотивы композиций.
При общем подходе к выбору и трактовке сюжета в картинах очевидна стилистическая эволюция, которую мастер прошел в поисках собственного уникального художественного языка. Рубеж 60-70-х гг. отмечен увлечением импрессионизмом. Как говорит сам В. Лукка, импрессионизм представлялся ему чистым художественным высказыванием, незамутненным искусством, искренним переживанием. Позже художник осваивает постимпрессионизм через увлечение П. Сезанном и В. Ван Гогом. Далее — кубизм, сюрреализм, новая вещественность. Был даже короткий период увлечения соц-артом — картиной, в которой затрагивалась социальная проблематика бытования советского человека. В конце десятилетия В. Лукка работает в направлении, которое в попытке самоопределения называет «метафизическим символизмом». Примеряя те или иные стилистические форматы, художник стремится изнутри ощутить, принять или не принять характерные для них принципы, что исходит как от вечно ищущей творческой натуры автора, так и от его искусствоведческого образования. Здесь очевидна серьезная теоретическая подготовка и стремление преодолеть границу между теорией и практикой.
Сюжетный мир В. Лукки стабилен, так как художник не ищет сочиненных и экзотических тем, а черпает идеи из повседневности, из ближайшего окружения. Лейтмотивов в его творчестве можно найти довольно много: это автопортрет и портреты близких людей, образ художника в мастерской, петербургские пейзажи. В частности среди любимых мотивов — Апраксин двор, где мастер жил много лет. Фантазия художника, не понаслышке знавшего это место, наделяет его особыми качествами: вполне одушевленным характером и мифотворческой силой. Этот образ прорывает тишину и статику мира раннего Лукки и делает шаг в сторону динамики и экспрессии. Городской пейзаж лишается привычной перспективы, превращаясь то в хаотичное нагромождение крыш, похожих на гробы («Крыши Апраксина двора», 1975), то в бурную синеву, куда входит корабль («Корабль в Апраксином дворе», 1980). Тем не менее это мир до экспрессии, что становится ясно при сопоставлении с более поздними вариантами «Апраксина двора» 90-х гг., где живопись полностью освобождается от фигуративной репрезентации. Если в 70-е гг. для художника имеет значение категория узнаваемости места, времени или персонажа, то постепенно нарастает степень обобщения. Тенденция такова, что, к примеру, «Памятник Менделееву в городе Тобольске», «Парижанка», «Портрет Пикассо» сменяются многочисленными «Пейзажами», «Эскизами», «Фигурами». Содержание картины расширяется, утрачивая конкретность персонажа или места действия, и визуальная среда становится носителем общечеловеческой проблематики.
Таким образом, представленные на выставке произведения не должны рассматриваться обособленно от «концептуального экспрессионизма» Валерия Лукки, в котором он работает сегодня. Ранние картины помогают увидеть путь обретения художником своего изобразительного и выразительного языка, своей темы и своего места в стилистическом многообразии. В этих работах выразилась творческая воля автора, провоцирующая его на постоянный поиск новых методов художественного высказывания. Именно поэтому так интересен и многозначен мир раннего Валерия Лукки, мир до экспрессии.