16
мая
2014
30
июня
2014
«Летопись». 1975–1983
Согласно воспоминаниям большинства участников, «Летопись» возникла в 1977 году благодаря инициативе Бориса Кошелохова. Подобно своему «учителю» Клеверу (Валерий Клеверов), Кошелохов собрал вокруг себя «учеников», которые после его отъезда в Италию в 1978 году продолжили деятельность группы. На протяжении 1978–1981 гг. «летописцы» активно участвовали в квартирных, уличных, выездных выставках, а также упорно добивались официальных показов.
Творчество группы интересно тем, что сохраняет и развивает принципы «газаневского» нонконформизма, отстаивающего идею свободы в искусстве и индивидуальный художественный поиск. «Летопись» объединила самоучек, ощущавших внутреннюю потребность заниматься живописью. Отсутствие образования сыграло важную роль в их творческом становлении, поскольку изначально освобождало от канонов изобразительного языка и выработанных эстетических схем. Искреннее высказывание через прямой выплеск на холст того, что художник переживал и что его мучило, роднило искусство «Летописи» с традицией экспрессионизма, который стал важной образующей последующего творчества «летописцев».
Безусловно, «Летопись» — это, прежде всего, раннее творчество таких важных персоналий в ленинградском нонконформизме, как Б. Кошелохов, Т. Новиков, Е. Фигурина. Из одиннадцати участников только они сделали живопись своим профессиональным занятием, ведущей практикой жизни. Поэтому в экспозиции больше внимания уделено именно их произведениям.
По нескольким причинам информация об остальных художниках объединения крайне скудна. Известно, что в группу также входили Нина Алексеева, Михаил Горошко, Александр Васильев, Нелли Полетаева, Кира Степанова, Ира Тихомирова, Рита Утехина, Леонид Федоров. Многие из них прекратили занятия живописью по личным обстоятельствам, преимущественно сразу после распада группы. Картины начали расходиться уже в конце 70-х гг.: дарилось, продавалось, выбрасывалось. В результате сегодня невозможно в полном объеме реконструировать художественный материал, из которого более тридцати лет назад складывалась группа «Летопись». Каждый участник представлен теми произведениями, которые удалось найти.
Необходимо сохранить хотя бы эти обрывки истории, иначе мы рискуем навсегда потерять интересное и самобытного явление, повлиявшее на формирование художественной культуры Ленинграда.
Творчество группы интересно тем, что сохраняет и развивает принципы «газаневского» нонконформизма, отстаивающего идею свободы в искусстве и индивидуальный художественный поиск. «Летопись» объединила самоучек, ощущавших внутреннюю потребность заниматься живописью. Отсутствие образования сыграло важную роль в их творческом становлении, поскольку изначально освобождало от канонов изобразительного языка и выработанных эстетических схем. Искреннее высказывание через прямой выплеск на холст того, что художник переживал и что его мучило, роднило искусство «Летописи» с традицией экспрессионизма, который стал важной образующей последующего творчества «летописцев».
Безусловно, «Летопись» — это, прежде всего, раннее творчество таких важных персоналий в ленинградском нонконформизме, как Б. Кошелохов, Т. Новиков, Е. Фигурина. Из одиннадцати участников только они сделали живопись своим профессиональным занятием, ведущей практикой жизни. Поэтому в экспозиции больше внимания уделено именно их произведениям.
По нескольким причинам информация об остальных художниках объединения крайне скудна. Известно, что в группу также входили Нина Алексеева, Михаил Горошко, Александр Васильев, Нелли Полетаева, Кира Степанова, Ира Тихомирова, Рита Утехина, Леонид Федоров. Многие из них прекратили занятия живописью по личным обстоятельствам, преимущественно сразу после распада группы. Картины начали расходиться уже в конце 70-х гг.: дарилось, продавалось, выбрасывалось. В результате сегодня невозможно в полном объеме реконструировать художественный материал, из которого более тридцати лет назад складывалась группа «Летопись». Каждый участник представлен теми произведениями, которые удалось найти.
Необходимо сохранить хотя бы эти обрывки истории, иначе мы рискуем навсегда потерять интересное и самобытного явление, повлиявшее на формирование художественной культуры Ленинграда.
СТАТЬИ
Выставкой группы «Летопись» DiDi Gallery продолжает проект, посвященный неофициальной культуре Ленинграда конца 70-х – начала 80-х гг. прошлого века. Подобно группе «Алипий», «Летопись» объединила единомышленников, не признающих власть советского режима над человеком и, как следствие, над искусством.
В каталоге по крупицам собраны все сохранившиеся на сегодняшний день сведения о деятельности группы. Книга открывается хронологией, которая дошла до нас в виде дневниковой записи Тимура Новикова, датированной 1977–1981 гг. Зафиксированные им основные события истории группы дополнены воспоминаниями участников объединения Бориса Кошелохова и Елены Фигуриной. Разные позиции относительно возникновения и распада «Летописи», которые занимают все три художника, не должны восприниматься как противоречие. Признанные культовыми фигурами искусства Ленинграда Б. Кошелохов, Т. Новиков и Е. Фигурина пропускают личный опыт участия в «Летописи» через свою последующую творческую биографию.
Согласно воспоминаниям большинства участников, «Летопись» возникла в 1977 году благодаря инициативе Бориса Кошелохова. Подобно своему «учителю» Клеверу (Валерий Клеверов), Кошелохов собрал вокруг себя «учеников», которые после его отъезда в Италию в 1978 году продолжили деятельность группы. На протяжении 1978–1981 гг. «летописцы» активно участвовали в квартирных, уличных, выездных выставках, а также упорно добивались официальных показов. По мнению Е. Фигуриной, «Летопись» прекратила свое существование в 1981 году, когда образование более крупного товарищества (ТЭИИ) поглотило отдельные группы, в том числе «Алипий» и «Инаки». Как считает Б. Кошелохов, внутреннюю сплоченность «Летопись» утратила в 1978 году и далее продолжала существовать лишь формально.
Творчество группы интересно тем, что сохраняет и развивает принципы «газаневского» нонконформизма, отстаивающего идею свободы в искусстве и индивидуальный художественный поиск. В отличие от «Алипия», участники которого получили профессиональное художественное образование, «Летопись» объединила самоучек, ощущавших внутреннюю потребность заниматься живописью. Отсутствие образования сыграло важную роль в их творческом становлении, поскольку изначально освобождало от канонов изобразительного языка и выработанных эстетических схем. Внесенный Б. Кошелоховым постулат «пишем душу на чем угодно и как угодно» представлялся наиболее адекватным выражением принципа нонконформизма в искусстве и позволял экспериментировать с поиском путей выражения. Искреннее высказывание через прямой выплеск на холст того, что художник переживал и что его мучило, роднило искусство «Летописи» с традицией экспрессионизма, который стал важной образующей последующего творчества «летописцев». Годы спустя, будучи в Голландии, Б. Кошелохов увлеченно скупал книги о близком нео-экспрессионизму европейском движении «КоБрА». Преобразованный по сравнению с ранним периодом экспрессионизм проявился и в дальнейшем творчестве Е. Фигуриной, в искусстве Т. Новикова — на этапе «Новых художников».
Безусловно, «Летопись» — это, прежде всего, раннее творчество таких важных персоналий в ленинградском нонконформизме, как Б. Кошелохов, Т. Новиков, Е. Фигурина. Из одиннадцати участников только они сделали живопись своим профессиональным занятием, ведущей практикой жизни. Поэтому как в каталоге, так и в экспозиции больше внимания уделено именно их произведениям.
По нескольким причинам информация об остальных художниках объединения крайне скудна. Известно, что в группу также входили Нина Алексеева, Михаил Горошко, Александр Васильев, Нелли Полетаева, Кира Степанова, Ира Тихомирова, Рита Утехина, Леонид Федоров. Многие из них прекратили занятия живописью по личным обстоятельствам, преимущественно сразу после распада группы. Картины начали расходиться уже в конце 70-х гг.: дарилось, продавалось, выбрасывалось. Один из наиболее талантливых «летописцев», по отзывам других участников, Михаил Горошко уничтожил все свое наследие в 1990 году, когда принял решение навсегда оставить живопись. В результате сегодня невозможно в полном объеме реконструировать художественный материал, из которого более тридцати лет назад складывалась группа «Летопись». Каждый участник представлен теми произведениями, которые удалось найти, — иногда лишь небольшой графической работой или старым слайдом картины, как в случае Нелли Полетаевой.
Необходимо сохранить хотя бы эти обрывки истории, иначе мы рискуем навсегда потерять интересное и самобытного явление, повлиявшее на формирование художественной культуры Ленинграда. Поэтому мы хотели бы поблагодарить людей, помогавших в реализации проекта: Александра Александрова, Нину Алексееву, Валерия Вальрана, Александра Васильева, Маргариту Иванову, Розу Кавторину, Исаака Кушнира, Сергея Ковальского, Марину Кореневу, Михаила Панасенко, Вячеслава Ронжина, Александра Смирнова, Киру Степанову, Веру, Ирину и Илью Тихомировых, Алевтину Федорову. Особую благодарность за помощь и поддержку в осуществлении проекта мы выражаем Елене Фигуриной, Ксении Новиковой и Борису Кошелохову.
В каталоге по крупицам собраны все сохранившиеся на сегодняшний день сведения о деятельности группы. Книга открывается хронологией, которая дошла до нас в виде дневниковой записи Тимура Новикова, датированной 1977–1981 гг. Зафиксированные им основные события истории группы дополнены воспоминаниями участников объединения Бориса Кошелохова и Елены Фигуриной. Разные позиции относительно возникновения и распада «Летописи», которые занимают все три художника, не должны восприниматься как противоречие. Признанные культовыми фигурами искусства Ленинграда Б. Кошелохов, Т. Новиков и Е. Фигурина пропускают личный опыт участия в «Летописи» через свою последующую творческую биографию.
Согласно воспоминаниям большинства участников, «Летопись» возникла в 1977 году благодаря инициативе Бориса Кошелохова. Подобно своему «учителю» Клеверу (Валерий Клеверов), Кошелохов собрал вокруг себя «учеников», которые после его отъезда в Италию в 1978 году продолжили деятельность группы. На протяжении 1978–1981 гг. «летописцы» активно участвовали в квартирных, уличных, выездных выставках, а также упорно добивались официальных показов. По мнению Е. Фигуриной, «Летопись» прекратила свое существование в 1981 году, когда образование более крупного товарищества (ТЭИИ) поглотило отдельные группы, в том числе «Алипий» и «Инаки». Как считает Б. Кошелохов, внутреннюю сплоченность «Летопись» утратила в 1978 году и далее продолжала существовать лишь формально.
Творчество группы интересно тем, что сохраняет и развивает принципы «газаневского» нонконформизма, отстаивающего идею свободы в искусстве и индивидуальный художественный поиск. В отличие от «Алипия», участники которого получили профессиональное художественное образование, «Летопись» объединила самоучек, ощущавших внутреннюю потребность заниматься живописью. Отсутствие образования сыграло важную роль в их творческом становлении, поскольку изначально освобождало от канонов изобразительного языка и выработанных эстетических схем. Внесенный Б. Кошелоховым постулат «пишем душу на чем угодно и как угодно» представлялся наиболее адекватным выражением принципа нонконформизма в искусстве и позволял экспериментировать с поиском путей выражения. Искреннее высказывание через прямой выплеск на холст того, что художник переживал и что его мучило, роднило искусство «Летописи» с традицией экспрессионизма, который стал важной образующей последующего творчества «летописцев». Годы спустя, будучи в Голландии, Б. Кошелохов увлеченно скупал книги о близком нео-экспрессионизму европейском движении «КоБрА». Преобразованный по сравнению с ранним периодом экспрессионизм проявился и в дальнейшем творчестве Е. Фигуриной, в искусстве Т. Новикова — на этапе «Новых художников».
Безусловно, «Летопись» — это, прежде всего, раннее творчество таких важных персоналий в ленинградском нонконформизме, как Б. Кошелохов, Т. Новиков, Е. Фигурина. Из одиннадцати участников только они сделали живопись своим профессиональным занятием, ведущей практикой жизни. Поэтому как в каталоге, так и в экспозиции больше внимания уделено именно их произведениям.
По нескольким причинам информация об остальных художниках объединения крайне скудна. Известно, что в группу также входили Нина Алексеева, Михаил Горошко, Александр Васильев, Нелли Полетаева, Кира Степанова, Ира Тихомирова, Рита Утехина, Леонид Федоров. Многие из них прекратили занятия живописью по личным обстоятельствам, преимущественно сразу после распада группы. Картины начали расходиться уже в конце 70-х гг.: дарилось, продавалось, выбрасывалось. Один из наиболее талантливых «летописцев», по отзывам других участников, Михаил Горошко уничтожил все свое наследие в 1990 году, когда принял решение навсегда оставить живопись. В результате сегодня невозможно в полном объеме реконструировать художественный материал, из которого более тридцати лет назад складывалась группа «Летопись». Каждый участник представлен теми произведениями, которые удалось найти, — иногда лишь небольшой графической работой или старым слайдом картины, как в случае Нелли Полетаевой.
Необходимо сохранить хотя бы эти обрывки истории, иначе мы рискуем навсегда потерять интересное и самобытного явление, повлиявшее на формирование художественной культуры Ленинграда. Поэтому мы хотели бы поблагодарить людей, помогавших в реализации проекта: Александра Александрова, Нину Алексееву, Валерия Вальрана, Александра Васильева, Маргариту Иванову, Розу Кавторину, Исаака Кушнира, Сергея Ковальского, Марину Кореневу, Михаила Панасенко, Вячеслава Ронжина, Александра Смирнова, Киру Степанову, Веру, Ирину и Илью Тихомировых, Алевтину Федорову. Особую благодарность за помощь и поддержку в осуществлении проекта мы выражаем Елене Фигуриной, Ксении Новиковой и Борису Кошелохову.