20
декабря
2014
20
января
2015
Игры со временем
Все работы объединены поиском визуальных средств для осмысления феномена времени: коллажи из циферблатов, движущиеся картины из цветного света, необычная скульптура из камня и проволоки — всё погружает зрителя в переживание момента «сейчас» и предлагает ответить на вопрос: «что есть время?»
Как подсказывает своими работами художник, чудо времени кроется в его «персональности». Строгий математический счёт календарей и часов, делящий жизнь на равные отрезки, не ощущается внутри самого человека: минуты могут длиться часами, а день — вместить события, которых хватило бы и на годы. Так человек убеждается, что время существует как условность, а реальность переживается лишь как яркая вспышка настоящего.
Основной мотив работ — циферблат без стрелок. Лишённые своей функциональности часы не могут определить точное время, зато становятся символами вневременности. По сути, картины художника призывают зрителя к самостоятельному осмыслению своего прошлого и будущего, а главное — к возвращению в настоящее, к моменту «здесь и сейчас».
Как подсказывает своими работами художник, чудо времени кроется в его «персональности». Строгий математический счёт календарей и часов, делящий жизнь на равные отрезки, не ощущается внутри самого человека: минуты могут длиться часами, а день — вместить события, которых хватило бы и на годы. Так человек убеждается, что время существует как условность, а реальность переживается лишь как яркая вспышка настоящего.
Основной мотив работ — циферблат без стрелок. Лишённые своей функциональности часы не могут определить точное время, зато становятся символами вневременности. По сути, картины художника призывают зрителя к самостоятельному осмыслению своего прошлого и будущего, а главное — к возвращению в настоящее, к моменту «здесь и сейчас».
СТАТЬИ
Время — это и абстракция, и тикающие на руке часы. Конкретная череда мгновений, и вместе с тем — условная категория мышления, используемая для измерения жизни и ее процессов.
Время — шкала, дробящая существование на математически точные отрезки минут, часов, дней, лет. Подсчёт, облегчающий и систематизирующий деятельность. Человек соизмеряет свои действия со временем, определяя, чем заняться в этот час, в этот день, в этот год, в этой жизни. Постепенно изобретённая людьми система подчиняет себе их существование, которое все больше напоминает «тетрадь в клеточку», где число строк ограничено, а содержание разлиновано однообразными квадратами. Если человек и есть мера времени, то лишь до тех пор пока время не становится мерой самого человека.
Но иногда общая шкала, задающая единый темп жизни для всех людей, не действует, — и это чудо времени, которое кроется в его «персональности». Строгий математический счет не ощущается внутри человека: минуты могут длиться часами, а день — вместить события, которых хватило бы и на годы. Иногда пара часов пролетают мгновенно, а порой — тянутся раздражающе медленно. Так человек убеждается, что время существует как условность, а в реальности есть лишь мгновенное переживание вспышки настоящего. Но выпасть из зацикленного хода времени в момент истинного «сейчас» трудно. Этому способствует и интуиция, и стечение обстоятельств, а иногда — и усилие.
Таким усилием является размышление о времени, которое воплотил в своих произведениях петербургский художник Валерий Шабловский. Основной мотив его творчества — это циферблат без стрелок. Лишённые своей функциональности часы не могут определить время, зато становятся символами вневременности, а значит вечного пребывания в моменте «сейчас».
Циферблаты, как изображённые, так и реальные, включённые в произведения в качестве коллажа, хаотично размещены художником в абстрактном цветовом поле. Цвет неравномерно покрывает холст и хранит следы движения кисти. Неоднородная фактура сообщает живописи динамичный и вибрирующий характер. Эти ультрамариновые, оранжевые, красные поля — словно кадрированные фрагменты бесконечности, которую легко представить простирающейся и за границы холста. Только бесконечность в работах Шабловского эмоционально окрашена, поскольку открывается человеку в глубинах его сознания; в данном случае она пропущена через глаз и руку самого художника. Его картины фиксируют диалог человека и времени, а также приглашают зрителя к своему личному переживанию ценного мгновения «сейчас».
Тема соотношения сознания и времени интересовала Валерия задолго до работы над циклом ‘‘Time Art’’, который частично представлен на выставке в DiDi Gallery. В конце 1980-х художник много путешествовал по Ближнему Востоку и Средней Азии, изучая искусство разных культур и эпох. На эти годы пришёлся так называемый «орнаментальный период», который хоть и не был прямой попыткой запечатлеть процесс сознания, по формальному строю оказался близок подобной задаче. Во время поездки по Горному Алтаю в 1991 г. на художника произвело сильное впечатление наскальное искусство. Простота петроглифов и рунических надписей только способствовала их большей выразительности: каждое начертание таило смыслы и указывало на жизненные явления более высокого порядка. Так «орнаментальный период» сменился «знаковым» в творчестве художника, который пожертвовал сложносочиненной композицией ради достижения большего минимализма. Картина покрывалась сплетением графических знаков, которые интуитивно «выплёскивались» на холст. По признанию автора, это и стало попыткой зафиксировать поток подсознания, непрерывно изменяющегося во времени. Исполнив множество работ в этом ключе, в одной из них Шабловский спонтанно пришёл к образу стрелок и циферблата, а через них — и к изображению времени («Голубое время», 2000, собрание Государственного Русского музея).
По окончании Мухинского училища в 1982 году Шабловскому представилась возможность дополнить академическое образование изучением традиций русского авангарда в группе «Параллель». Объединение возникло в 1980-е гг. по инициативе учеников и последователей К. Малевича, М. Матюшина и П. Филонова. Но в отличие от своих известных предшественников, участники группы не настаивали на существовании единого живописного метода, общего для всех учеников, а напротив ратовали за творческую свободу и непрерывное развитие уже найденных принципов. Общение со старшим поколением мастеров — М. Гороховой, В. Поваровой и Л. Куценко — значительно обогатило представление молодого художника о живописи, открыв ему возможности абстракции и подарив мысль о необходимости собственного «прибавочного элемента» в искусстве. Каждый из участников объединения находился в поиске своего художественного принципа, через который раскрывалось бы его индивидуальное мировидение. Именно тогда впервые в картинах Шабловского появились пересекающиеся «движущиеся» структуры, которые раскрывали внутреннее строение таких простых предметов, как сухие ветви, цветы, пейзажи. Уже в этом наиболее раннем периоде так называемого «вибрационного экспрессионизма» художник был близок к пониманию картины как визуально запечатлённого времени. В каком-то смысле время стало «прибавочным элементом» искусства Валерия Шабловского, его смыслообразующим принципом, для которого художник все ещё продолжает искать наиболее совершенное выражение.
Время — шкала, дробящая существование на математически точные отрезки минут, часов, дней, лет. Подсчёт, облегчающий и систематизирующий деятельность. Человек соизмеряет свои действия со временем, определяя, чем заняться в этот час, в этот день, в этот год, в этой жизни. Постепенно изобретённая людьми система подчиняет себе их существование, которое все больше напоминает «тетрадь в клеточку», где число строк ограничено, а содержание разлиновано однообразными квадратами. Если человек и есть мера времени, то лишь до тех пор пока время не становится мерой самого человека.
Но иногда общая шкала, задающая единый темп жизни для всех людей, не действует, — и это чудо времени, которое кроется в его «персональности». Строгий математический счет не ощущается внутри человека: минуты могут длиться часами, а день — вместить события, которых хватило бы и на годы. Иногда пара часов пролетают мгновенно, а порой — тянутся раздражающе медленно. Так человек убеждается, что время существует как условность, а в реальности есть лишь мгновенное переживание вспышки настоящего. Но выпасть из зацикленного хода времени в момент истинного «сейчас» трудно. Этому способствует и интуиция, и стечение обстоятельств, а иногда — и усилие.
Таким усилием является размышление о времени, которое воплотил в своих произведениях петербургский художник Валерий Шабловский. Основной мотив его творчества — это циферблат без стрелок. Лишённые своей функциональности часы не могут определить время, зато становятся символами вневременности, а значит вечного пребывания в моменте «сейчас».
Циферблаты, как изображённые, так и реальные, включённые в произведения в качестве коллажа, хаотично размещены художником в абстрактном цветовом поле. Цвет неравномерно покрывает холст и хранит следы движения кисти. Неоднородная фактура сообщает живописи динамичный и вибрирующий характер. Эти ультрамариновые, оранжевые, красные поля — словно кадрированные фрагменты бесконечности, которую легко представить простирающейся и за границы холста. Только бесконечность в работах Шабловского эмоционально окрашена, поскольку открывается человеку в глубинах его сознания; в данном случае она пропущена через глаз и руку самого художника. Его картины фиксируют диалог человека и времени, а также приглашают зрителя к своему личному переживанию ценного мгновения «сейчас».
Тема соотношения сознания и времени интересовала Валерия задолго до работы над циклом ‘‘Time Art’’, который частично представлен на выставке в DiDi Gallery. В конце 1980-х художник много путешествовал по Ближнему Востоку и Средней Азии, изучая искусство разных культур и эпох. На эти годы пришёлся так называемый «орнаментальный период», который хоть и не был прямой попыткой запечатлеть процесс сознания, по формальному строю оказался близок подобной задаче. Во время поездки по Горному Алтаю в 1991 г. на художника произвело сильное впечатление наскальное искусство. Простота петроглифов и рунических надписей только способствовала их большей выразительности: каждое начертание таило смыслы и указывало на жизненные явления более высокого порядка. Так «орнаментальный период» сменился «знаковым» в творчестве художника, который пожертвовал сложносочиненной композицией ради достижения большего минимализма. Картина покрывалась сплетением графических знаков, которые интуитивно «выплёскивались» на холст. По признанию автора, это и стало попыткой зафиксировать поток подсознания, непрерывно изменяющегося во времени. Исполнив множество работ в этом ключе, в одной из них Шабловский спонтанно пришёл к образу стрелок и циферблата, а через них — и к изображению времени («Голубое время», 2000, собрание Государственного Русского музея).
По окончании Мухинского училища в 1982 году Шабловскому представилась возможность дополнить академическое образование изучением традиций русского авангарда в группе «Параллель». Объединение возникло в 1980-е гг. по инициативе учеников и последователей К. Малевича, М. Матюшина и П. Филонова. Но в отличие от своих известных предшественников, участники группы не настаивали на существовании единого живописного метода, общего для всех учеников, а напротив ратовали за творческую свободу и непрерывное развитие уже найденных принципов. Общение со старшим поколением мастеров — М. Гороховой, В. Поваровой и Л. Куценко — значительно обогатило представление молодого художника о живописи, открыв ему возможности абстракции и подарив мысль о необходимости собственного «прибавочного элемента» в искусстве. Каждый из участников объединения находился в поиске своего художественного принципа, через который раскрывалось бы его индивидуальное мировидение. Именно тогда впервые в картинах Шабловского появились пересекающиеся «движущиеся» структуры, которые раскрывали внутреннее строение таких простых предметов, как сухие ветви, цветы, пейзажи. Уже в этом наиболее раннем периоде так называемого «вибрационного экспрессионизма» художник был близок к пониманию картины как визуально запечатлённого времени. В каком-то смысле время стало «прибавочным элементом» искусства Валерия Шабловского, его смыслообразующим принципом, для которого художник все ещё продолжает искать наиболее совершенное выражение.