Стерлигов Владимир 1904–1973
Стерлигов Владимир
1904–1973
Царство Польское, Варшава
Владимир Стерлигов — один из ключевых отечественных художников середины XX века, живописец, график, теоретик. Ученик Казимира Малевича. Автор художественной концепции «чашно-купольной системы» в живописи.
Художник родился в Варшаве в дворянской семье. Вскоре семья переехала в Москву, там Владимир Васильевич начал обучение в гимназии, с 1923-го по 1925 обучался живописи и рисунку в частных московских студиях. После знакомства с художницей-авангардисткой В. М. Ермолаевой переехал в Ленинград, там поступил на учебу в ГИНХУК, где в то время преподавал К. С. Малевич. После закрытия института Стерлигов продолжил сотрудничество с Малевичем и его последователями, и в 1929 году, наряду с Ермолаевой, Н. М. Суетиным, К. И. Рождественским, А. А. Лепорской, стал членом организованной Л. А. Юдиным группы живописно-пластического реализма. В Ленинграде Стерлигов познакомился и подружился с поэтами А. И. Введенским и Д. И. Хармсом, сотрудничал с ними в ГИЗе, в редакции детских журналов «Чиж» и «Ёж» в качестве иллюстратора и автора текстов.
25 декабря 1934 года Стерлигов вместе с В. Ермолаевой и П. Соколовым, а также другими художниками этого круга был репрессирован и приговорен к 5 годам заключения. До конца 1938 года отбывал срок в Казахстане. С началом Великой Отечественной войны был мобилизован, воевал на Ленинградском фронте и был ранен (в этот период был создан цикл рисунков В госпитале). В 1942 году художник был уволен из армии с инвалидностью и был эвакуирован в Алма-Ату. Там он вернулся к активной творческой деятельности: организовал студию в Союзе художников, преподавал в художественном училище, много выставлялся. Там же в 1943 году прошла первая персональная выставка В. Стерлигова, также он принял участие в выставке художников-фронтовиков в 1944 году, в республиканской выставке Великая Отечественная война. В Казахстане Стерлигов познакомился с художницей Т. Н. Глебовой, ученицей П. Филонова и женился на ней в 1943 году. В 1944-1945 годах он входил в бюро графической секции Союза художников КазССР и был ее секретарем. В ноябре 1945 года вернулся в Ленинград.
В 1960-е годы Владимир Стерлигов много работал над разработкой собственной художественной системы. С этого времени и вплоть до смерти художника (1 ноября 1973, Петергоф) вокруг него начал формироваться круг учеников, молодых ленинградских художников так называемой группы Стерлигова (С. Н.Спицын, Т. Н. Глебова, П. М. Кондратьев, В. П. Волков и др.). Сам Стерлигов считал деятельность этой группы неким продолжением работы ГИНХУКа, так как обучение начиналось с ознакомления с импрессионизмом, сезаннизмом, кубизмом и супрематизмом. В 1966 году работы художника впервые появились на официальной выставке Ленинградской организации союза художников РСФСР (ЛОСХ), затем — в НИИ архитектуры и ГМИИ в Москве.
1965 Персональная выставка, Ленинград
1966 Совместная выставка с Татьяной Глебовой, ЛОСХ (Ленинградское отделение Союза художников), Ленинград (закрыта в день открытия)
1970 Совместная выставка с Татьяной Глебовой, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
1973 «Скрытая геометрия форм», мастерская художника, Ленинград
1990 Выставка группы Стерлигова, ул. Красная, д. 45, Ленинград
1995 «Дух дышит, где хочет. В. В. Стерлигов: 1904–1973. Живопись и графика». ГРМ, Санкт-Петербург
2000–2001 «В круге Mалевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920-1950-х», групповая выставка. ГРМ, Санкт-Петербург
2014 «Геометрия природы Стерлигова», в честь юбилея В. В. Стерлигова. Петропавловская крепость, Невская куртина, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
2014 «Геометрия природы Стерлигова», в честь юбилея В. В. Стерлигова. Петропавловская крепость, Невская куртина, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
2016–2017 «Ученики Владимира Стерлигова. Живопись, графика, объекты». групповая выставка. Музей Органической Культуры, Кремль, Коломна
2016–2017 «Нонконформизм как точка отсчета», при поддержке ММСИ, галерея «Ельцин Центр», Екатеринбург
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Московский музей современного искусства, Москва
Музей Органической Культуры, Коломна
В 1960-е годы Владимир Стерлигов много работал над разработкой собственной художественной системы. В своем творчестве он был близок к философской концепции обэриутов, идеям Малевича. Впоследствии Стерлигов серьезно переосмыслил его представления о прибавочном элементе в искусстве и развитии пластической формы. В 1960-е, основываясь на эстетике кривых линий и сфер, заложенной в кубизме, он создал собственную оригинальную пластическую систему. Если Малевич и его последователи в основу своей живописи ставили прямую линию и развивали линейные моменты кубизма, то Стерлигов раскрыл иное его измерение — круговой, сферический момент, скрытый в кубизме.
Два первоэлемента в языке пластики — прямая и кривая — каждый по-своему формировали построение пространства картины и выступали с собственной моделью мира. Прямая линия, особенно диагональ, ограничивает и направляет композицию, стремится вырваться за пределы плоскости картины. Ритм кривых более энергичен и напорист, они придают динамику композиции, из чего следуют и импульсы к освоению внешнего мира, вне поля станковой живописи: дизайн, архитектура и др. В художественной концепции Стерлигова кривые линии открывают нам новые внутренние, духовные пространства.
Один из кардинальных принципов художника: «Прямая — разделяет, кривая — связывает». Его концепция строилась на «чашно-купольной структуре Вселенной»: все формы в природе по кривой стремятся к чаше и куполу. Две сферы, касаясь друг друга, образуют кривую, ставшую в системе Стерлигова новым прибавочным элементом. Он считал, что «при встрече внутренней геометрии с внешней геометрией создается форма». «Манифестом» художественной системы Стерлигова стал квадрат, вписанный в купол («Купол», 1960). Это и некое противопоставление «квадрат Малевича» — «купол Стерлигова», и в то же время символ преемственности идеям учителя. Признавая силу материальных и техногенных сил, он стремится ограничить их пределами купола, облекая их в криволинейные и органические формы. Купол одновременно служит символом и природного и архитектурного начал, причем архитектуры в первую очередь духовной. Антитеза квадрат-купол — это еще и противопоставление «темных» и «светлых» сил. В контексте русской философской мысли квадрат служит символом цивилизации, купол — символом освящающей ее культуры. В своих поздних работах Стерлигов стремился передать криволинейность и многомерность пространства, в котором сосуществуют земной и надрациональный мир.
Стерлигов Владимир
1904–1973
Царство Польское, Варшава