DiDi art gallery

Галерея Коллекционного Искусства DiDi

моя галерея

добавлено: 0 картин

Лев Сморгон: Живопись скульптора
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

[ Выставки 2012 года ]

ЛЕВ СМОРГОН: ЖИВОПИСЬ СКУЛЬПТОРА
22.03 - 17.04.2012

Новая выставка в галерее искусств DiDi объединит нигде ранее не выставлявшиеся картины последних лет и деревянную скульптуру Льва Наумовича Сморгона.
Экспозиция позволит по-новому взглянуть на творчество известного петербургского художника, оказавшегося не только гениальным скульптором, но и талантливым живописцем.

Творчество скульптора рождается в диалоге материала и пустоты, точнее наполненного воздухом пространства. Возможно, поэтому живопись известного петербургского скульптора Льва Сморгона позволяет холсту дышать, оставляя местами нетронутой его белизну. Картина творится цветаформами наряду с пустотами, что делает её лёгкой и светоносной. Белый, помещённый между паузами мягких тонов, из цвета трансформируется в свет. Живопись юного Сморгона другого рода. Работая над фарфоровыми миниатюрами, художник, вживаясь в их идеальную гладкость, завершенность формы и округлость линий, использует эти художественные приёмы в своём раннем живописном опыте. Линия сковывает свободу цвета жёсткими, но выразительными границами вплоть до 1968 года, когда происходит важная для творческого становления Сморгона встреча. Художник Владимир Волков (1923-1987) открывает ему двери в мир искусства русского авангарда. С этого времени начинается длительный путь постижения его основ и поиск своей собственной системы художественного видения, которая одновременно и единила бы живописный строй картины и дарила бы свободу выражения. Картины 2011 года в переработанном качестве содержат в себе предшествующий многолетний опыт художника. И вместе с тем они насыщены новым, доселе незамеченным за Сморгоном подходом к живописной форме. В нём всё более ощущается свобода и раскованность в диалоге с материалом. В последних по времени работах единая система живописного видения, связывающая все составные элементы картины, постепенно дематериализуется. Ещё ранее Сморгон обнаружил, что сочное и плотное по своей природе масло в искусных руках художника может создавать невесомую полупрозрачную цветовую фактуру, дающую эффект акварели или пастели («Реганьяс», 1990 г.). В картинах сегодняшнего дня организующая основа живописи, не теряя своей созидающей силы, утрачивает материальность и вещественность. Она раз-воплощается в белую фактуру холста, всполохами пронизывающую живописный строй («Натюрморт», 2011). Эти «пробелы», лёгкие паузы или пустоты, помимо ощущения света и воздуха создают иллюзию незавершенности. Живопись трактуется как этюд, что позволяет передать поток движения формы и света. Неслучайно внимательное отношение Л. Сморгона к произведениям Г.Мура, который умело решал проблему запечатленного движения. В творениях обоих мастеров материя переживает становление в форму. Наглядное, фиксируемое взглядом обретение красочным веществом своей формы рождает непрестанное движение. Кроме того, нарушение статики и победа над застывшим (как раз и навсегда ставшим) достигается свободным пользованием цветом. Его густота и насыщенность мастерски чередуются с нежностью высветленных тонов и полутонов. Поверхность холста бурлит жизнью цвета, не лишённой определённых художественных закономерностей. Так, например, лицо и фигура портретируемого персонажа складываются из плоскостей, индивидуальных по цвету и форме, передающих специфику характера и настроения. Каждый из таких портретов представляет удачную находку для скульптурного образа – его пластическую формулу. Ещё раз, напоминая зрителю о том, что перед ним живопись скульптора.

Катерина Савицкая

ЛЕВ НАУМОВИЧ СМОРГОН

Родился в 1929 г. в городе Детское Село Ленинградской области (ныне город Пушкин). В 1952 г. окончил Ленинградское Высшее Художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. С 1957 г. - член Союза художников. С 1957 г. постоянный экспонент городских, всесоюзных и международных художественных выставок (Санкт-Петербург, Москва, Киев, Остенде, Пловдив, Загреб, Стокгольм, Осло), участник международного симпозиума по камню (Дания, 1999).

Лауреат Международного Фестиваля молодежи и студентов в 1957 году в Москве (малая серебряная медаль ВДНХ).

В 2002 году в Петербурге на площади у дома №19 по Кронверкской улице установлена скульптурная композиция «Женщинам-бойцам местной противовоздушной обороны блокадного Ленинграда». В 1991 г. бронзовая скульптура Сморгона была приобретена университетом города Осло.

Персональные выставки:

• 1994 - галерея «Пушкин и Гоголь», Спб.
• 1995 - Музей-квартира А. С. Пушкина, Спб.
• 1996 - Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Спб.
• 1996 - Музей «Царскосельская коллекция», Пушкин;
• 1998 - ЦВЗ «Манеж», Спб.
• 1998 - Музей городской скульптуры, Спб.
• 1999 - галерея графического искусства, Нью-Йорк;
• 2001 - Государственный Русский музей, Спб.
• 2007 - арт-галерея «Матисс Клуб», Спб. • 2011- Совместная выставка с Иосифом Зисманом, галерея искусств DiDi, Спб.
• 2012 – галерея искусств DiDi, Спб.

Произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея, музея Городской скульптуры (С.-Петербург), Архангельской картинной галереи, Пермской художественной галереи, Красноярской картинной галереи, Театрального музея (С.-Петербург), Всероссийского музея А.С.Пушкина, Литературного музея (Москва), музея фарфорового завода им. М.В.Ломоносова (С.-Петербург), а также в частных коллекциях Великобритании, Израиля, Норвегии, США, Франции и России.

выставки (архив по годам) :

2005200620072008200920102011201220132014201520162017
up - наверх
 

Russia, St. Petersburg, V.O., Bolshoy prospekt 62, tel.: +7(812) 320-7357    © St. Petersburg, 2005, all rights reserved.